РИА ОмскИнформ Здоровье
http://health.omskinform.ru/news/4102

Алексей РОЖДЕСТВЕНСКИЙ: «Не каждый выпускник медвуза готов работать врачом»

Кандидат в ректоры ОмГМУ обозначил ряд задач, решение которых способно повысить авторитет медвуза и поднять престиж профессии врача.

Мы встретились с кандидатом на место ректора Омского государственного медицинского университета, д.м.н., профессором, заведующим кафедрой неврологии ДПО ОмГМУ Алексеем Рождественским и попросили ответить на несколько вопросов.

– Алексей Сергеевич, почему Вы решили выдвинуть свою кандидатуру на пост ректора?

– Наверное, каждый кандидат хочет одного – улучшения работы вуза, его развития, повышения авторитета среди других вузов. И я не исключение.  Я вижу, как работают другие вузы, и у меня складывается впечатление, что они развиваются динамичнее. Нам есть к чему стремиться.

– Есть ли первые наметки, что бы Вы изменили будучи ректором?

– Я думаю, нужно разделить региональные задачи вуза, а у нас есть вопросы с качеством подготовки специалистов и их количеством, и задачи, которые выходят за регион, – это его научные перспективы. Те времена, когда вузы выживали в сложных экономических условиях и когда на первое место ставились финансово-экономические вопросы, все-таки ушли. Сейчас нам нужен научный, технологический прорыв – это основные направления. Поэтому первичная задача – соответствие региональным задачам и тем вызовам, которые ставит перед нами практическое здравоохранение. А работа коммерческого сектора, внебюджетная деятельность вуза вторична, она не может стоять во главе угла.

– Сегодня омский медвуз выпускает достаточно врачей?

– Если взглянуть на официальную статистику, все выпускаемые специалисты получают достаточные возможности для трудоустройства. Но по факту рынок вакансий после выпуска не сильно меняется. Есть вакансии, которые являются невостребованными, нужно понимать эту ситуацию и изучать. Еще один момент – обучение в Омске в ординатуре по некоторым последипломным специальностям стоит дороже, чем в столице, и наши выпускники уезжают туда. И это реальная проблема.

– Что Вы можете сказать о качестве образования?

– Образование в омском вузе ведется по программам, которыми нас обеспечивает Минздрав РФ. И вроде бы везде все одинаково, но… На мой взгляд, в процессе подготовки специалистов утрачивается клиническая ценность. У нас очень сильной является теоретическая подготовка, а практических навыков, которые сегодня-завтра могут быть востребованы и применены врачом, реально нет. Не каждый выпускник может чувствовать себя уверенным на рабочем месте после окончания вуза, не каждый выпускник готов работать врачом. Если мои родители в субординатуре имели возможность участвовать в хирургических операциях, оперировать, вести больных на участке, если я, обучаясь на шестом курсе, уже ходил по участку в качестве участкового терапевта, то в настоящее время у студентов таких возможностей нет. Конечно, есть выдающиеся студенты и в нашем вузе, которые успевают и подежурить, и поработать на скорой помощи, но их не так немного.

– Являетесь ли Вы сторонником распределения?

– Я считаю, что не должно быть приказного распределения. Должна быть мотивация – интерес материальный, научный, практический. Проблем с распределением, например в НИИ, нет, а в село, участковые больницы – есть, потому что там не создаются условия для мотивации.

– Почему падает престиж профессии российского врача и как это исправить?

– Это комплексная проблема, которая зависит как от вуза, так и от потребительской психологии, которая культивирована в нашем обществе на сегодняшний день. Работать в условиях большой нагрузки и низкой зарплаты и оставаться приверженным профессии могут не все. Не многие студенты выделяют медицину как особую профессию. Я недавно читал лекции на шестом курсе и увидел очень много тусклых глаз. Эти люди или сильно напуганы, или разочарованы. Не все, но достаточное количество студентов досиживают шестой курс, они не будут работать по специальности и не планируют этот диплом нести в учреждение здравоохранение. Многие их них не имеют свободы выбора тех специальностей, которыми они хотели бы заниматься, их это тоже смущает. Наша молодежь хочет всего и сразу, но такого никогда не было. Реальный авторитет врач начинает зарабатывать к 30 годам и даже позже. И тогда можно рассчитывать на то, что он будет востребованным на рынке медицинских услуг, его будут приглашать в клиники, его мнение учитывать. Если раньше слово «врач» произносилось с пришептыванием, к медикам относились с трепетом, то на сегодняшний день такого пиетета нет. И мы тоже должны понимать это и меняться.

– Недавно в нашем городе прошла межрегиональная научно-практическая конференция «Сибирская школа клинической неврологии». Благодаря таким мероприятиям врачи как раз и получают возможность двигаться вперед, развиваться?

– Безусловно, ведь основная задача конференции – образование врачей. На конференции были затронуты актуальные неврологические проблемы, проведены мастер-классы. Опытные врачи поделились своими знаниями, а рядовые смогли повысить свою квалификацию – те, кто вступил в систему непрерывного образования, получили необходимые баллы. Все остались очень довольны конференцией. Кроме того, академик Александр Скоромец, который в нашем городе был всего 4 дня, посетил КМСЧ-9, где дал высокую оценку ее работе, провел мастер-класс в детском центре медицинской реабилитации. Такие мероприятия сближают научное сообщество с практическим здравоохранением, именно к этому мы и стремимся.

– Спасибо!

Наталья Чебакова