Больницы
Поликлиники
Диспансеры
Центры медицины катастроф
Медико-санитарные части
Санитарно-эпидемиологический надзор
Многопрофильные медицинские центры
Центры восстановительной терапии
Санатории/Профилактории
Диагностические центры
Центры планирования семьи
Стоматологические поликлиники
Станции переливания крови
Судебная экспертиза
Психологическая помощь
Поликлиники детские
Стоматологические клиники
Родильные дома
Травмпункты
Врачебные амбулатории
Психиатрические учреждения
Оздоровительные центры
Спасибо за лечение и отношение! Доктора и сестры отделения травматологии - очень внимательные,... Клинический медико-хирургический центр
Прекрасная больница!одна из лучших в области! жаль что туда сложно попасть-очередь на несколько... Клинический медико-хирургический центр
единственное место в омске где врачи и мед сестры лечат и отвечают за здоровье больного алкоголика... Омский областной наркологический диспансер
Пошла взять талончик на прием к маммологу. Попала сразу (живая очередь), но мед. центр на Бульварной,... Городская поликлиника № 14
Оснащение хорошее, но главное первоклассные доктора! Клинический медико-хирургический центр
Новые
Топ рейтинг
Самые обсуждаемые
Детское здоровье
Авторитетное мнение
Профессорский обход
Здоровье женщины
Здоровье мужчины
Дела семейные
Мое тело
Отпуск для здоровья
Стоматология
Альтернативная медицина
 
Боитесь ли вы коронавируса?  [ОПРОС]  
Все записи
 

Александр НОВИКОВ: «Молодых врачей нужно отправлять в село – за опытом»

версия для печати

Александр НОВИКОВ: «Молодых врачей нужно отправлять в село – за опытом»

Куда идут выпускники медицинских вузов и почему падает престиж профессии врача? О дефиците кадров и о проблемах медобразования рассказывает ректор ОмГМА.

В последние годы выпускники медицинских вузов неохотно идут в государственное здравоохранение. Причина – в низких окладах молодых специалистов и отсутствии социальных льгот, считает ректор Омской государственной медицинской академии, доктор медицинских наук, профессор, заслуженный врач РФ Александр Новиков.

– Александр Иванович, каких врачей не хватает в области сегодня и с чем связан дефицит медицинских кадров?

– Не хватает анестезиологов, хирургов, акушеров-гинекологов, врачей узких специальностей. Причина, прежде всего, материальная. Сегодня начинающий врач получает очень низкую заработную плату, а у него, как правило, уже есть семья, которую нужно содержать. Второй немаловажный фактор – жилье. Предположим, наш выпускник пытается устроиться в областном центре, если у него есть квартира, тогда речь идет только о зарплате и условиях труда. А если он едет в сельскую местность?! Есть районы, которые предоставляют молодым специалистам хоть и служебные, но хорошие благоустроенные квартиры, дополнительно материально стимулируют их из средств районного бюджета. Но есть менее благополучные районы, где жить вообще очень сложно. Я считаю, это основное. Ну и, конечно же, падение престижа врачебной профессии. Сейчас даже медицинскую помощь называют «услугой». Никакая это не услуга, это тяжелая душевная работа, требующая полной самоотдачи врача.

– А как поднять престиж профессии?

– Чтобы поднять престиж профессии, необходимо продумать процессы поэтапной подготовки специалиста, при этом предусмотреть оптимальные сроки обучения. Реформа последипломного медицинского образования на это и направлена. Мы и как преподаватели, и как врачи понимаем, что нельзя за один год интернатуры подготовить полноценного специалиста. Это очень малый срок. По сути, врачи, которые окончили интернатуру (1 год) или ординатуру (2 года), все равно выходят «сырыми». И это очень большая проблема. На Западе, например, молодые специалисты учатся гораздо дольше. Сейчас и у нас идет речь о том, чтобы дифференцировать сроки обучения. Так, планируется вообще убрать годичную интернатуру, сделать обучение два года минимум, а дальше – до 5–7 лет. Например, дерматолог при добросовестной работе за два года еще может освоить профессию, хотя асом не будет, а вот хирургу нужно гораздо больше времени. А разве можно за два года стать, например, самостоятельным нейрохирургом? Конечно, нет! Но все опять упирается в деньги. На Западе другой уровень оплаты труда, и врач, который после окончания вуза еще учится 5–7 лет, получает достойную заработную плату. У нас этого нет, поэтому каждый старается окончить учебу как можно быстрее. И все-таки мы надеемся, что более серьезная и долгосрочная последипломная подготовка в России будет.

– Недавно министр здравоохранения Омской области Андрей Стороженко посетовал, что не все выпускники ОмГМА идут работать по специальности, а куда-то уходят. Куда?

– Мы проводим мониторинг, почти 100% выпускников идут работать по специальности. Из медицины люди уходят редко. Но... Каждый ищет, где лучше, то же самое и в медицине. Если у выпускника есть возможность успешно трудоустроиться, он поедет в Москву, Подмосковье, где тоже не хватает специалистов. Тем более если его ничего не держит в Омске. Часть выпускников забирает Север, где до сих пор складывается большой дефицит кадров. Там тяжелые условия проживания, дорогая жизнь, но очень достойное вознаграждение за труд, а ребята хотят, чтобы уже на старте у них была хорошая зарплата. В частные клиники вряд ли идут, там нужны опытные врачи, к которым пойдут пациенты.

– Считаете ли вы, что нужно вернуть систему распределения?

– Обязательно. У нас половина студентов учатся на бюджетной основе, то есть за них платит государство. Соответственно, по-хорошему, каждый студент должен отдать долг Родине. Но самое главное, за три года работы в сельской местности (как это было раньше) он заработает бесценный опыт, потому что у сельского врача есть возможность делать все, самому принимать решения. В деревне он станет уважаемым человеком и через три года вправе будет решать, оставаться или возвращаться в город, но уже специалистом. В городе он долго будет идти к этому, сначала только помогать, ассистировать и растворится среди множества более опытных врачей. Но система распределения должна касаться только бюджетников. Тех, кто учится на коммерческой основе, мы не можем заставить ехать в село, они вправе сами трудоустраиваться.

– Может получиться хороший врач из студента, который подал документы в пять разных вузов, а поступил в медицинскую академию, можно сказать, «случайно»?

– Мне кажется, что медицина – это такая специфическая отрасль, в которую случайно попасть невозможно. Если и бывают такие случаи, то студенты сразу же «отсеиваются» во время учебы. Человек должен чувствовать, что это его призвание. В основном медицину выбирают как приоритетное направление, то есть ОмГМА рассматривают как основной вуз, а все остальные как альтернативу. Что дает искажения в обучении, так это внебюджетная форма. Потому что на бюджет идут сильные дети, а за детей с более низким уровнем знаний платят родители. Когда уровень базовой подготовки ниже, уровень обучения, соответственно, тоже ниже, и на диплом такой студент идет с более низкими знаниями. Здесь могу сказать одно: как бы ни ругали ЕГЭ, насколько он адекватный или неадекватный, корректный или нет, эта пока самая объективная форма оценки подготовки школьника. На уровне школы могут быть искажения, все зависит от того, насколько добросовестно преподаватели подходят к единому экзамену. Но мы видим, что те дети, которые приходят к нам с высоким ЕГЭ, реально учатся хорошо.

– На какой факультет в ОмГМА самый большой конкурс?

– На стоматологический. В прошлом году конкурс на бюджетные места на этот факультет составлял 30 человек на место. На лечебный и педиатрический факультеты соответственно около 16 и 15 человек. На медико-профилактический факультет поменьше – 11 человек на место.

– Почему идут в стоматологи и не хотят быть хирургами?

– Стоматология самой первой стала коммерческой, а сегодня это еще и очень технологично развитая отрасль, где есть оборудование, материалы – все. К тому же есть возможность себя реализовать, открыть свой бизнес. А у хирурга и анестезиолога только ответственность, и какая! У меня есть знакомый, который 10 лет проработал детским кардиохирургом – делал операции на маленьких сердечках. Он ночами не спал, постоянно на нервах был. И это при том уровне зарплаты, какой был раньше. Понятно, что свой драйв от этого есть, как у солдата, который не может без войны, но когда хочется, чтобы и материальный достаток был... Не каждый пойдет, это характер должен быть. Кстати, теперь этот доктор – успешный косметолог.

– Отличаются ли нынешние студенты от тех, что были раньше?

– Меняются времена, меняются студенты. Современные студенты более раскомплексованны и менее дисциплинированны. У них большое стремление к изучению иностранных языков, к освоению информационных технологий, они стараются соответствовать современному миру, ритму и образу жизни.

– А они дают клятву Гиппократа?

– Конечно. Она трансформирована в клятву российского врача, но по сути это и есть клятва Гиппократа.

– Врач – профессия особая. Какими качествами должен обладать человек, который собирается стать врачом?

– Прежде всего, уметь сострадать. Человек должен понять, что эта профессия потребует от него полной самоотдачи: надо быть готовым к тому, что придется брать на себя ответственность за самое дорогое – жизнь другого человека. К тому же все время придется учиться. Одно из главных качеств врача – это умение одинаково относиться ко всем больным, независимо от их настроения, социального статуса, от тяжести его заболевания. Одним словом, врач должен быть милосердным!

– Но иногда врачи кажутся равнодушными и даже бессердечными. Это профессиональная деформация?

– Привыкнуть к чужому несчастью, научиться бездушию или бессердечию невозможно. Все зависит от человека. Конечно, в некоторых случаях, особенно при неотложных ситуациях, например, при кровотечении, врач должен действовать решительно и быстро, от этого зависит жизнь человека, тут уж не до эмоций. А «поговорить» уже можно после того, как спасена жизнь. Но поверьте, когда врачу удается победить смерть и избавить пациента от тяжелых страданий, о равнодушии не может быть и речи.

– На ваш взгляд, каковы основные проблемы медицинского вуза?

– Недостаточное финансирование. Нам очень мало дают денег на содержание и ремонт помещений, в большей степени мы оплачиваем это из внебюджетных средств, которые сами зарабатываем на обучении. Сегодня практически ничего не дают на закупку учебного и научного оборудования. Элементарный пример – симуляционные центры. Сегодня это очень перспективное направление в медицине и медицинском образовании всего мира. В таких центрах проводятся операции на фантомах не только студентами, но и стажированными врачами, которые отшлифовывают свое мастерство.

Фантомы очень дорогие. Представьте куклу, на которой можно симулировать реанимацию. Она может дышать, разговаривать, у нее меняется пульс, зрачки, сердце бьется. Такая кукла стоит 5 миллионов рублей, а их должно быть несколько. Например, симулятор родовой деятельности, стойки для лапароскопических операций. Московским вузам деньги дали, и они открыли шикарные центры, которые активно функционируют, а мы все это делаем сами. На сегодняшний день сделали ремонт помещения, сейчас проводим аукцион на покупку оборудования, в сентябре уже планируем запустить два подразделения: симуляционный родильный зал, потому что любой врач должен уметь принять роды, и зал эндоскопической хирургии, на реанимацию денег пока не хватило. В свое время мы купили фантомы на кафедры педиатрии, анестезиологии, стоматологии. Открыли симуляционный центр уровня сестринской подготовки на базе нашего колледжа, который с прошлого учебного года уже функционирует.

 

Еще одна проблема – большая учебная нагрузка на преподавателя, не соответствующая мировым стандартам, при недостаточном уровне заработной платы. В результате чего квалифицированные кадры уходят в практическое здравоохранение. На Западе быть врачом-преподавателем очень престижно. В первой половине дня он работает в вузе – занимается учебным процессом, наукой, а во второй половине дня зарабатывает деньги. Работа в вузе – это его престиж, имя, к тому же университетская атмосфера создает определенный дух, он общается с молодежью, чувствует себя наставником. А все это в совокупности дает удовлетворение: и материальное, и моральное, и профессиональное. Часть наших сотрудников так и реализуют себя, то есть после обеда консультируют в частных клиниках, у них там аншлаг, они востребованы, и они зарабатывают себе на жизнь. Мы поощряем это, главное, чтобы не страдал учебно-образовательный процесс, чтобы все было по-честному.

– Недавно на базе академии был создан научно-образовательный центр лабораторной медицины. Что это за направление?

– Это уникальный для Омска проект, ориентированный на объединение ресурсов науки, практики и образования в сфере клинической лабораторной диагностики. Мировой опыт показывает, что когда ученые одновременно являются и практиками, и преподавателями, и консультантами, то результативность работы улучшается в каждой из этих областей деятельности. Центры, подобные нашему, распространены в Европе, а в России такие организации эффективно работают, пожалуй, лишь в Москве и Санкт-Петербурге. Нередко успех лечения зависит именно от правильности выбора, своевременности и качества лабораторного анализа. У нас можно провести целый набор исследований по всем ключевым направлениям – клинической биохимии; лабораторной эндокринологии, иммунологии, микробиологии и паразитологии; ДНК-диагностике; изучению системы свертывания крови и т. п. Один из главных принципов работы Центра лабораторной медицины – ориентированность на пациента, на оптимальное для него решение диагностических задач. Потому что врач обследует и лечит больного, а не болезнь – таково исторически выверенное правило настоящей медицины.


Комментарии:
5
Стандартная отговорка чиновника, которому наплевать на страну
5
Отпадает всякое желание идти в медицину. В США средняя зарплата нейрохирурга - 100 тыс. долларов в месяц, а в России - 20 тыс. рублей.
3
Мнение Новикова никому не интересно. Даже комментариев нет.
0
Согласен, медицина у нас загибается от безденежья
ВходРегистрация
Имя:    гость
Текст:
Введите число с картинки:
Отмена
Добавить комментарий

на правах рекламы

Региональное информационное агентство «Омск-информ» - региональный информационный интернет-портал. Омск и Омская область в режиме online - ежедневно все новости о жизни региона. Экономика, новости политики, бизнес, новости спорта, омский хоккей, новости культуры, происшествия в Омске, дайджест всех событий за неделю. Информация о вакансиях в Омске (трудоустройство), ВТТВ, Авангард, афиша культурных событий, новости партнеров. Все права на материалы, созданные журналистами, фотографами и дизайнерами региональным информационным агентством «Омск-информ», принадлежат ООО «Омские СМИ».

Вся информация, размещенная на сайте www.omskinform.ru охраняется в соответствии с законодательством РФ и не подлежит использованию в какой-либо форме, в том числе воспроизведению, распространению, переработке иначе как со ссылкой на сайт www.omskinform.ru. При цитировании материалов регионального информационного агентства «Омск-информ» в интернет-источниках должна быть прямая гиперссылка - www.omskinform.ru. Представителем авторов публикаций является ООО «Омские СМИ». Использование материалов регионального информационного агентства «Омск-информ» без соответствующих ссылок будет рассматриваться в соответствии с Законом о СМИ и действующим законодательством Российской Федерации.

Региональное информационное агентство «Омск-информ» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере  связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.

Регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия ИА № ФС77-76034 от 24 июня 2019 года. 

Вся баннерная информация размещена на правах рекламы, сайт не несет ответственности за содержание рекламных материалов.

На сайте предусмотрена обработка метаданных пользователей (файлов cookie, данных об IP-адресе).

Используя www.omskinform.ru вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности сайта. 

 Материалы сайта могут содержать информацию, не подлежащую просмотру лицам младше 18 лет.

ИМЕЮТСЯ ПРОТИВОПОКАЗАНИЯ.
НЕОБХОДИМА КОНСУЛЬТАЦИЯ СПЕЦИАЛИСТА

 

Дирекция:
Телефон: 53-08-95, 53-08-94


Редакция проекта "Здоровье":
Телефон: 30-54-92

Рекламный отдел:
Телефон:  53-99-54
Email: omskinform@yandex.ru