В основу закона о донорстве органов заложена презумпция согласия: если человек не написал отказ при жизни, после смерти он станет донором по умолчанию.
В министерстве здравоохранения завершили работу над законопроектом о посмертном донорстве органов. Документ еще в 2013 году был вынесен на суд общественности, он уже прошел обсуждение в Госдуме, Совете Федерации, его одобрила Национальная медицинская палата и даже Православная церковь. В ближайшее время документ будет передан на рассмотрение в правительство. Если закон примут, что уже не вызывает сомнения, он вступит в силу 1 января 2016 года. Впервые в России появится детское донорство, единая база доноров и реципиентов (тех, кому пересаживают органы), а главное, каждый человек получит возможность распорядиться своими органами на случай внезапной смерти.
– В течение двух с половиной лет мы тщательно обсуждали законопроект... Мы получали много замечаний и предложений, и представленная сегодня версия законопроекта отличается от того варианта, который был два года назад. Мы благодарим всех, кто был соавтором этого закона и помог нам привести его к тому виду, в котором мы его сейчас представляем и который во многом уже согласован всеми участниками процесса, – сказала на круглом столе, посвященном теме донорства, помощник министра здравоохранения Российской Федерации доктор медицинских наук Ляля Габбасова.
Абсолютный нонсенс
Закон о трансплантации органов и тканей человека, действующий с 1992 года по настоящее время, сегодня, когда медицина шагнула далеко вперед, сильно устарел. В нем подробно прописаны правила трансплантации, а вот про само донорство сказано буквально несколько строк. Это тормозит и развитие данной отрасли здравоохранения, и лишает возможности на спасение тысячи людей. Если сравнить с европейскими странами, то мы занимаем одно из самых последних мест по трансплантации органов. Так, в России до сих пор проводится менее 16 процентов необходимых трансплантаций, например, за 2013 год россиянам пересадили 935 почек, а в США – 18 тысяч (!).
– Огромное количество людей ожидают трансплантации почки. Потребность трансплантации почки в нашей стране примерно 7–8 тысяч трансплантаций в год. Но главное в том, что пребывание больного на гемодиализе постоянно увеличивает стоимость этого вида лечения и, соответственно, затраты государства на его лечение и содержание на гемодиализе. Поэтому развитие гемодиализа без трансплантации почки является абсолютным нонсенсом, экономической диверсией, – считает главный трансплантолог Минздрава России, доктор медицинских наук, профессор Сергей Готье.
Только в Омской области, по состоянию на 1 января 2014 года, диализную помощь получают 510 человек.
Презумпция согласия
Новый закон даст человеку, проживающему в Российской Федерации, сделать выбор: согласен он стать донором органов после своей смерти или нет. Если при жизни гражданин не выразил своего волеизъявления, то после смерти врачи будут считать его донором по умолчанию, а значит, вправе изъять у него необходимые органы и пересадить нуждающемуся пациенту.
– При подготовке нашего законопроекта мы изучали опыт других стран. Система донорства органов в мире трансплантации существует более 50 лет. В основе донорства органов в ряде стран лежит «презумпция согласия», а в других странах, например в США, «испрошенное согласие». Но и в том, и в другом случае волеизъявление первоначально подают в регистр, а в последующем это уже может быть отражено в документах. Но, если мы говорим о презумпции согласия, возможен еще и третий вариант, когда человек может промолчать. И тот, и другой, и третий варианты – это личный выбор гражданина, – поясняет Ляля Габбасова.
Кстати, презумпция согласия существует и сегодня, но она действует, только если врачи не могут связаться с родственниками в течение нескольких часов после смерти потенциального донора. Для органов это губительно. После принятия нового закона мнение родственников также будет учитываться, но у них с момента поступления сообщения о смерти близкого человека будет только два часа, чтобы сообщить свое решение. В случае если в течение этого времени родственники не заявили о несогласии на изъятие органов умершего, врачи вправе действовать самостоятельно. Если в течение двух часов после констатации смерти врачи не смогут связаться с родственниками погибшего, они также вправе начинать изъятие органов. Но если при жизни человек изъявил желание стать посмертным донором, родственников никто слушать не станет.
Кстати, у реципиентов тоже есть свои права. Никто не будет пересаживать органы нуждающемуся, если он этого не хочет. Однако, если человек находится без сознания, его судьбу решит консилиум врачей.
Детское донорство
Закон впервые разрешит брать органы у погибших детей в возрасте от 1 года и старше, а также у совершеннолетних, признанных недееспособными. Решение об этом придется принимать родителям, и у них на это будет тоже два часа после сообщения о констатации смерти.
– Что касается детского донорства, то мы исходили из того, что только родители могут иметь право решать в отношении детей. В законопроекте все это расписано детально. Если нет родительского согласия, то никакого детского донорства органов быть не может, – прокомментировала помощник министра здравоохранения РФ Людмила Лоцман.
Если родители не дали согласие или просто промолчали, если с родителями не удалось связаться, если их мнения не совпадают, изымать органы у ребенка будет запрещено. Запрет распространяется также на детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Регистр волеизъявлений
Волеизъявления будут фиксироваться в специальной базе данных в электронном виде, она будет включать регистры посмертных и прижизненных доноров, регистры реципиентов и пересаженных органов и регистр волеизъявлений граждан.
Минздрав уверяет, что все сведения будут конфиденциальны, а доступ к базе строго ограничен и защищен. Его получат врачи, чтобы оперативно решить, есть ли у них право изымать органы у погибшего. Однако каждый человек сможет убедиться, что его волеизъявление находится в базе. Свое решение можно будет изменить в любой момент.
В больницах появится новая штатная должность – координатор по трансплантации. Врач с высшим медицинским образованием займется организационными вопросами, связанными с изъятием и транспортировкой донорских органов, будет вносить данные в Федеральный регистр доноров. Координатор не сможет участвовать в констатации смерти потенциального донора, в изъятии донорских органов и их трансплантации, а также выражать интересы реципиентов.
Еще не принят закон о донорстве, а в Госдуму уже внесен новый законопроект, предлагающий фиксировать согласие россиян на посмертное донорство органов в паспорте, водительском удостоверении, военном билете или универсальной электронной карте. Предполагается, что при наступлении соответствующего случая врачам достаточно будет заглянуть в этот документ. Однако об этом говорить пока рано.
Что запрещено
В законе четко прописаны запреты на изъятие органов и их трансплантацию. Если человек при жизни написал отказ, никто не вправе лишать его органов после смерти. Так же как если он не высказал своего волеизъявления, но его семья против. Нельзя будет изымать органы у неустановленных лиц, может получиться так, что умерший при жизни отказывался быть донором, и, если это выяснится, принявшим решение об изъятии грозит уголовная ответственность. Не допускается трансплантация органов умершего, если он страдал заболеваниями, которые влияют на состояние других органов.
Прижизненное донорство допускается только у совершеннолетних дееспособных граждан при условии нахождения их в родственной связи с реципиентом, независимо от степени родства.
Какие органы
При посмертном донорстве для трансплантации могут взять: сердце, легкое (легкие), долю легкого, трахею, комплекс сердце-легкое, почку, печень (ее часть), поджелудочную железу (ее часть), поджелудочную железу с 12-перстной кишкой, кишечник и его фрагменты.
При прижизненном донорстве органов допускается изъятие одного из парных органов или части органа: почка, часть печени, часть тонкой кишки, доля легкого, часть поджелудочной железы.
У прижизненных доноров появится некое преимущество – в случае необходимости они получат донорский орган быстрее, чем другие граждане. У них будет право на пожизненное диспансерное наблюдение.
А вдруг не спросят?
Первый вопрос, который возникает у человека, читающего этот закон: не будут ли врачи подстраивать смерть, чтобы изъять органы для трансплантации?
Минздрав четко прописал это в статьях закона. Так, констатировать смерть потенциального донора должна комиссия врачей, которые не представляют интересы реципиентов и даже не участвуют в процессе изъятия и трансплантации органов. Донорство на основе денежного или другого вознаграждения законом запрещено. Частные клиники вообще не получат права на проведение таких операций, донорство будет полностью финансироваться за счет государства как высокотехнологичные медицинские услуги.
– Новый закон даст возможность каждому человеку, достигшему совершеннолетия, высказать свое волеизъявление, согласен он или не согласен быть донором. Во всем мире это отработанная система, сейчас и в нашей стране такое подразумевается. Только подумайте, каждый из нас будет иметь возможность получить эту помощь. Мы ведь не знаем, когда и чем заболеем. Но самое важное преимущество закона в том, что он дает четкие основания формировать общественное мнение, то, что было трудно сделать, опираясь на действующий ныне закон, – считает врач-трансплантолог, заведующий отделением трансплантологии ГКБ № 1 Сергей Семченко.
Стоит только добавить, что сегодня лишь пятая часть россиян согласны на посмертное донорство. Между тем в США добровольными донорами органов являются от 65 до 67% населения каждого штата. Удастся ли изменить мнение нашего общества?