Уполномоченный по правам ребенка заявил, что родители вправе отказаться от вакцинации детей и без ограничений водить их в сад и школу.
Все врачи мира пытаются остановить распространение опасных заболеваний, способных в короткий срок выкосить население. А тут на тебе. Уполномоченный по правам ребенка во всеуслышание заявляет, что родители вправе отказаться от вакцинации и туберкулинодиагностики детей и беспрепятственно водить их в сады и школы.
По словам Павла Астахова, в последнее время участились случаи, когда администрации учебных заведений просят представить сведения о наличии у ребенка профилактических прививок либо заключение врачей об отсутствии заболеваний.
– В мой адрес, а также в адрес уполномоченных по правам ребенка в субъектах Российской Федерации поступают обращения граждан по вопросу нарушения прав детей на образование и охрану здоровья, связанные с требованиями администрации образовательных учреждений представлять сведения о наличии у ребенка профилактических прививок, иммунодиагностики либо заключения врача-фтизиатра об отсутствии заболевания под угрозой отстранения ребенка от посещения дошкольного или общеобразовательного учреждения, – сообщил Астахов 16 мая на 13-м съезде уполномоченных по правам ребенка в субъектах РФ. – Нарушение принципа добровольности вакцинации детей, а также прав и свобод, связанных с отсутствием у ребенка диагностических проб и профилактических прививок, в частности права ребенка на образование, считаю недопустимым.
Вроде бы все правильно – закон разрешает, закон не запрещает. Понятно и то, что конкретного призыва не делать прививки в заявлении Астахова вроде бы нет, есть желание защитить права тех, кто не хочет их ставить. Но что значит для родителей, сомневающихся в пользе вакцинации, подобное заявление из уст человека, занимающего такой пост? Какой они могут сделать вывод?
А сомневающихся на самом деле не так мало. Педиатры проводят с ними большую работу, рассказывая о том, что банальная прививка может не только защитить от заболевания, но и спасти жизнь их ребенку. Но Астахов врачам, что называется, свинью подложил. Теперь, сидя на приеме у педиатра, мамочка, которую уговаривают защитить своего малыша от туберкулеза или полиомиелита, скажет: «Астахов сказал, что можно отказываться». Ведь каждый слышит то, что хочет услышать. Против этого не попрешь.
Далее. Что плохого в том, что администрации учебных заведений просят представить сведения о наличии у ребенка профилактических прививок либо заключение врачей об отсутствии заболевания? Это нормально. Таким образом они пытаются защитить права других детей на здоровье. Мы доверяем своих детей школе, а она заботится о них. Ну не хотите вы делать ребенку прививки, принесите хотя бы справку о том, что он не болен. Нет, лучше сесть и писать жалобы во все инстанции: нас обидели, в садик не приняли.
Астахов считает, что при отсутствии контакта с туберкулезным больным родители ребенка вправе отказаться и от туберкулинодиагностики и это также не должно повлечь ограничения его права на посещение образовательного учреждения.
Ну откуда родители знают, что не было этого контакта? Больной туберкулезом может жить с вами в одном подъезде, ехать в одном автобусе, стоять сзади в очереди в магазине. На сегодняшний день ни победить, ни остановить распространение этого заболевания медики пока не в силах. Сам Астахов приводит такие данные. В 2015 году диагноз «туберкулез» впервые установили у более 68,8 тыс. человек, включая 2885 детей и 1011 подростков. Под наблюдением находились 590 несовершеннолетних инвалидов по туберкулезу, из них 91 ребенок в возрасте до 4 лет и 196 детей в возрасте 5-9 лет.
При таком положении вещей родителям просто необходимо обезопасить своих детей. Тем более, что манту – это не прививка, а определенный вид теста, который направлен на выявление иммунного ответа организма на введение туберкулина. Туберкулина, не способного вызвать туберкулез. Эта проба является совершенно безобидной для ребенка, но очень важной в плане диагностики заболевания.
Уполномоченный по правам ребенка предлагает Министерству образования направить в регионы информационные письма с разъяснениями федерального законодательства в части недопущения неправомерного вывода несовершеннолетних из образовательных организаций, если их родители отказались от медицинского вмешательства (диагностики, вакцинации). Не тем, по-моему, нужно заниматься. Министерство образования совместно с Министерством здравоохранения должно встать на защиту детей от страшных заболеваний, которые можно победить только с помощью вакцинации. Коклюш, дифтерия, столбняк, краснуха, паротит, гепатит В, полиомиелит. Хотите узнать, к каким последствиям приводит отказ от прививок? Вот несколько фактов, опубликованных на сайте «Япривит».
В 1988 году было зарегистрировано 350 000 больных полиомиелитом. Всеобщая вакцинация позволила за 20 лет сократить заболеваемость на 99%. В 2013 году зарегистрировано уже 416 случаев. Но до тех пор, пока в мире остается хоть один инфицированный ребенок, риску заражения полиомиелитом подвергаются дети во всех странах.
Последняя эпидемия краснухи в США, зарегистрированная в 60-х годах ХХ века, привела к заболеванию 12,5 млн человек, более 2000 случаев энцефалита, более 11 250 абортов, которые пришлось сделать, более 20 000 случаев синдрома врожденной краснухи, более 11 000 случаев глухоты, 3580 случаев потери зрения и 1800 случаев умственной отсталости. После этого в 1968 году была введена плановая вакцинация детей против краснухи.
Попытка отмены вакцинации против коклюша вакциной АКДС на три года была осуществлена в Японии в середине 70-х годов. Это привело к резкому росту заболеваемости коклюшем (13 000 случаев коклюша, 41 смерть). Возвращение в календарь профилактических прививок вакцинации против коклюша привело к постепенному снижению заболеваемости и практически к ликвидации этой инфекции.
До начала XX века дифтерия ежегодно уносила тысячи детских жизней, а медицина была бессильна облегчить их страдания и спасти от тяжелой агонии. Вначале 60-х годов с внедрением массовой вакцинации удалось добиться резкого снижения заболеваемости, и люди постепенно стали отказываться от прививок. Это закончилось небывалой эпидемией с заболеваемостью 25 на 100 000 в 1994-95 годах, в ходе которой в СНГ заболело 120 000 человек и умерло более 6000.
Ну и, конечно, туберкулез. При отсутствии надлежащего лечения две трети людей, больных туберкулезом, умирают. Например, в 2013 году 9 миллионов человек заболели туберкулезом и 1,5 млн человек умерли от этой болезни.
Безусловно, любой человек имеет право на выбор, но этот выбор не должен ограничивать права других людей. И если уж у кого-то появилось желание заступиться за одних, нужно делать это так, чтобы не пострадали другие.