Среди малюток от 0 до 4 лет не только дети-сироты, но и дети из неблагополучных семей, за свою еще короткую жизнь настрадавшиеся вдоволь.
24 мая КУЗОО «Специализированный дом ребенка» отмечает свое 100-летие. Сегодня мало кто знает, что создан он был в 1918 году, как приют для подкидышей до 2-летнего возраста. Тогда подкидывание детей было частым явлением. После Великой Отечественной войны в доме малютки было много сирот и беспризорников. А в 90-е годы из-за социального кризиса вновь возросло число брошенных и отказных детей. Сегодня сюда попадают в основном дети, оставшиеся без попечения родителей и из неблагополучных семей.
Специализированное отделение № 2 дома ребенка на улице Заозерной не похоже на казенное учреждение: удобные диванчики, мягкие ковры, повсюду много игрушек, а в воздухе запах вкусного обеда – по-домашнему уютная обстановка. Здесь проживают дети от рождения до четырех лет – маленькие омичи, многие из которых хлебнули за свою еще короткую жизнь несоизмеримо много горя.
– Попадают к нам и здоровые дети, и дети-инвалиды, оказавшиеся по разным причинам без попечения родителей. Это дети-отказники, дети, чьи родители ограничены или лишены родительских прав, а также дети, которые попали в трудную жизненную ситуацию, – рассказывает главный врач специализированного дома ребенка, д.м.н., профессор Сергей Филиппов. – В Доме ребенка три отделения, в каждом по шесть групп, в группах до шести детей. Мы в настоящее время не стараемся объединять малышей по возрасту, как и в обычных семьях, братьев и сестер ни в коем случае не разделяем.
В просторной группе малыши готовятся к занятиям. Увидев незнакомых людей, одни проявляют живой интерес, другие, наоборот, замыкаются и, насупив маленькие бровки, глядят настороженно. С небольшим трудом воспитателям удается отвлечь любопытных девочек от фотоаппарата и усадить в круг на маленькие пуфики. В руках педагога появляется яркая игрушка, и они уже наперебой называют цвета: желтый, зеленый, красный.
Группы разделены на зоны: игровая, развивающая, обеденная и отдельная комната – спальня.
– С самого раннего детства мы приучаем ребятишек к навыкам самообслуживания. С года они уже самостоятельно едят ложкой и одеваются. Детки постарше в классе Монтессори учатся мыть посуду, подметать пол, стирать платочки и гладить их настоящим утюгом, а еще ухаживать за животными в клетке, – говорит старший воспитатель дома ребенка Оксана Мякишева.
В комнате двигательной и психологической разгрузки дети могут отдохнуть, полежать на релаксационных подушках, послушать музыку, пение птиц и звуки ласкового моря, получить ароматерапию и сказкотерапию. Или полазить по лабиринтам из мягких модулей, покататься с горки, поиграть с разноцветными шариками в сухом бассейне и половить мыльные пузыри – это занятие заставит улыбнуться даже самого хмурого ребенка. С детьми обязательно занимаются учитель-дефектолог и педагог-психолог.
– В дом ребенка детки поступают, как правило, скованными, зажатыми, не умеют проявлять свои эмоции, и наша задача – снять это напряжение, научить их общению, развить их эмоциональную сферу, – рассказывает педагог-психолог Ирина Маркова. – Работа строится только на индивидуальном подходе. Это тяжелый, но благодарный труд, потому что мы видим его результат.
Огромное внимание в доме ребенка уделяется медицинской реабилитации. С детьми занимаются лечебной физкультурой, проводят массаж, физиопроцедуры, дают кислородный коктейль, укрепляют иммунитет в спелеокамере и гидромассажной ванне.
В зале ЛФК собрано все для физического развития ребенка: шведская стенка, гимнастическая скамья, беговая дорожка, ходунки, велотренажеры, – все такое же, как для взрослых, только в уменьшенном варианте. Рядом массажный стол и вибромассажное кресло.
– К нашим детям нужен особенный подход, – говорит медсестра по массажу Наталья Позднякова. – Перед массажем их надо успокоить, подготовить, а во время процедуры постоянно разговаривать в спокойном доброжелательном тоне. В каждом движении они должны чувствовать заботу и любовь, но главное, не переусердствовать, они это тоже улавливают. Дети любят мои процедуры, потому что получают от них удовольствие.
Не каждый сможет работать в таком учреждении, где нет места черствости и злости.
– У работника дома ребенка должен быть определенный склад характера. Мы ценим такие качества, как доброта, отзывчивость, любовь к детям, и учитываем их при приеме сотрудников на работу. Дети и так за свой короткий период жизни хлебнули очень много негативных эмоций, мы должны создать им здесь комфортное пребывание. Чтобы они могли забыть о трудностях и эмоциональных потрясениях, которые испытали, – поясняет Оксана Мякишева.
После дома ребенка дети проходят психолого-медико-педагогическую комиссию и направляются в детский дом – коррекционный или общего развития, либо дом инвалидов. Однако сегодня лишь 15 % детей попадают в госучреждения, чаще всего это тяжелые инвалиды. Остальных берут в приемные семьи, усыновляют или возвращают родителям, которые встали на путь истинный.
– В последние годы снизилось количество брошенных и отказных детей в связи с изменением политики государства. Это и улучшение материального достатка в семье (тот же материнский капитал), и создание более благоприятных социальных условий, и развитие опекунства и института приемной семьи, – комментирует главный врач специализированного дома ребенка, д.м.н., профессор Сергей Филиппов.
Об этом говорит и статистика учреждения. За пять лет в дом ребенка поступило 1067 детей, из них отказных (брошенных) – 181. Возвращено в семьи 475 детей, из них 19 инвалидов. За пять лет усыновлено 82 ребенка, под опеку взято 373 малыша, в том числе 17 инвалидов, 108 детей ушли в приемные семьи. В детские дома переведены 72 ребенка, из них 37 инвалидов.
Кроме 130 коек круглосуточного пребывания в доме ребенка были открыты три группы на 30 коек для детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов, воспитывающихся в семьях. Это дети с синдромом Дауна, аутизмом, заболеваниями крови и задержкой психоречевого развития. Здесь они получают воспитание, лечение и реабилитацию. В планах главного врача открыть еще одну группу – для ребятишек с задержкой психоречевого развития, возможно с ДЦП, а также внедрять новые методы профилактики и лечения заболеваний, современные программы реабилитации малышей.
– У всех наших сотрудников посыл один – на работе должно быть так, как дома. Это касается и отношения к детям, и благоустройства быта детей. Все мы стараемся дать нашим малышам надлежащее воспитание, образование и необходимое лечение. Кроме этого, наши дети получают современную высокотехнологичную помощь в лучших федеральных центрах России по федеральным квотам и становятся полноценными детьми, – говорит Сергей Иванович.
Как бы там ни было, все дети ждут свою маму, даже самые маленькие. Именно поэтому в доме ребенка стараются, чтобы малыши обращались к педагогам по имени. Здесь весело отмечают Новый год и другие праздники, но только не 8 Марта. Потому что это праздник мамы, которой нет рядом... пока.
Р.S. 100-летие дома ребенка в Омске решили отметить серьезно – межрегиональной научно-практической конференцией, на которой обсудят актуальные вопросы оказания медицинской и социальной помощи детям, оставшимся без попечения родителей и находящимся в трудной жизненной ситуации.
Наталья Чебакова.
Фото Татьяны Шакировой.