Министр здравоохранения области дал интервью РИА «Омск-информ», в котором рассказал, как будут реализовывать новый национальный проект в регионе.
7 мая этого года президент России Владимир Путин подписал указ, определяющий национальные цели развития страны на шестилетний период. Нацпроект по здравоохранению предусматривает восемь различных направлений, таких как совершенствование оказания первичной медицинской помощи, снижение смертности населения от сердечно-сосудистых и онкологических заболеваний, улучшение медицинской помощи детям, подготовка кадров, цифровизация здравоохранения, развитие национальных медицинских центров и медицинского туризма. Задачи стоят нелегкие, но в общем-то выполнимые при финансовой поддержке со стороны государства.
На днях Омская область представила в федеральный Минздрав свои предложения по реализации нацпроекта до 2024 года. О том, чего нам ждать в ближайшем будущем, беседуем с заместителем председателя правительства Омской области, министром здравоохранения Андреем Стороженко.
– Андрей Евгеньевич, чем порадуете?
– Только на прошлой неделе мы вернулись из Москвы, где наши проекты принимал Минздрав России, и по части позиций уже можно озвучить те суммы, которые одобрены и которые точно получит наш регион. Например, на национальный проект по борьбе с онкологическими заболеваниями нам планируют выделить 1,2 млрд рублей с 2019 по 2024 год. На проект по борьбе с сердечно-сосудистыми заболеваниями область получит в течение этих же шести лет 920 млн рублей.
– На что пойдут эти деньги?
– Реализация этих проектов призвана снизить смертность от онкологии и сердечно-сосудистых заболеваний, повысить раннюю выявляемость при профилактических осмотрах. Что для этого нужно? Кадры, оборудование, переоснащение и усиление работы в первичном звене. В наших планах создание первичных онкологических отделений в районах области, укрепление в дальнейшем материально-технической базы областного онкодиспансера и первичных сосудистых центров. Например, на следующий год мы первым делом начнем переоснащать региональный сосудистый центр Областной клинической больницы, на эти цели получим 142,3 млн рублей.
Дополнительно за счет средств резервного фонда президента России в регион поступили 142 млн рублей на приобретение двух ангиографов. В этом месяце выходим на торги, думаю, до конца года аппараты придут в Омск. Один ангиограф поставим в кардиодиспансер взамен старого, которому уже лет 20. Второй (и это огромный шаг вперед) – в Тару. Тем самым мы закроем весь северный куст. Вы представляете, что это значит?! Мы сможем оказывать специализированную квалифицированную помощь при инфарктах жителям далеко расположенных от областного центра районов, потому что в таких случаях самое важное – уложиться в так называемое терапевтическое окно. Ангиография, стентирование – процедуры, которые помогают спасать людей от инвалидности и смерти. Конечно, постараемся ремонтные работы провести в тех помещениях, где будут установлены новые аппараты. Специалистов уже готовим, а пока по очереди туда будут ездить рентгенхирурги из областной больницы, БСМП-1 и медсанчасти №9 - профессионалы в этой области. Кстати, в Таре мы уже делам эндопротезирование суставов, и это тоже огромный шаг вперед.
Кроме того, это вы узнали первыми, планируется выделение средств в рамках президентской программы на три компьютерных томографа. Аппараты мы поставим во вторую и четвертую поликлиники, а также в МСЧ-4.
– Один из проектов посвящен улучшению доступности, качества и комфортности первичной медико-санитарной помощи. Здесь что изменится?
– В этом проекте большое внимание уделяется улучшению материально-технической базы поликлиник и внедрению так называемых бережливых технологий. «Бережливая поликлиника» – это удобно работающая регистратура, отсутствие очередей при записи на прием и у кабинетов врача, разделение потоков здоровых и больных пациентов и так далее – все то, что предполагает уменьшить некомфортное пребывание людей в поликлинике. Работа по проекту у нас уже проделана колоссальная. В этот проект входит также строительство модульных фельдшерско-акушерских пунктов. В Москве нам согласовали 20 ФАПов, это помимо того, что за этот год в регионе откроется 21 ФАП за счет областного и федерального бюджета. В этот же проект входит открытие 4 новых центров здоровья, приобретение в течение шести лет более 30 передвижных медицинских комплексов и санавиация. Мы уже второй год участвуем в федеральном проекте развития санавиации и летаем в труднодоступные районы Омской области, такие как Усть-Ишимский, Тевризский, Большеуковский, Тарский и т. д. В прошлом году врачи оказали помощь 700 пациентам, около 500 вывезли в областной центр. Это и беременные, и пациенты с тяжелыми травмами, инфарктами и инсультами, а также около 100 детишек, в том числе 40 – до года. На следующий год на это нам выделяют 160 млн рублей.
– Будут ли построены новые больницы?
– В рамках нацпроекта мы подали заявку на строительство нового корпуса онкологического диспансера на сумму около 3,5 млрд рублей и строительство детского инфекционного стационара на 300 коек на сумму около 3,4 млрд рублей. У нас, конечно, есть два крупных детских инфекционных отделения (одно в составе ГДКБ №3, другое – в составе многопрофильной больницы №1), но на город-миллионник нужен отдельный стационар. Подана также заявка в федеральный Минздрав на реконструкцию городского перинатального центра, который располагается на улице Красных Зорь. Пока ответа мы не получили, но надеемся на положительное решение – городу это необходимо.
– Особое внимание в нацпроекте уделено совершенствованию медицинской помощи детям, в том числе развитию детской инфраструктуры. Как будут меняться детские медучреждения?
– Проект по детству и родовспоможению мы тоже защитили, общая его сумма на 2019 год составляет около 230 млн рублей. Это 165 млн федеральных и 65 региональных средств, деньги пойдут на оснащение детских поликлиник медицинской техникой. Это аппараты ЭКГ, холтеры, УЗИ-аппараты и так далее. В этом году реализация такого же проекта на такую же сумму уже проводится. Приобретаем современное операционное и наркозное оборудование, аппараты ИВЛ для новорожденных, а также 15 эхокардиографов по 3 млн рублей каждый. Сегодня ЭХО-исследование требуется при прохождении спортивной комиссии, представляете, как уменьшатся очереди! Деньги будут поступать в регион ежегодно по 2020 год включительно. Планируется также проведение капитальных ремонтов в детских поликлиниках №2 им. В. Е. Скворцова, №4, №5, № 8, поликлинике ГДКБ №3.
– Кадры по-прежнему решают все… А как решить вопрос с кадрами, особенно с нехваткой специалистов на селе?
– Очень много сделано по кадрам. С этого года все студенты, поступившие на целевое обучение в медицинский университет, получают губернаторскую стипендию. Такого не было никогда! При приеме на работу в сельской местности молодой врач получает единовременную помощь в размере от 20 до 50 тысяч рублей, плюс 1-10 тысяч ежемесячно. За аренду жилья часть платят главы поселений, часть – мы, врач не платит ничего. Плюс мы сейчас начинаем работать с сельскими школами, будем отбирать детишек для поступления в медицинский университет, чтобы они потом вернулись работать на свою малую родину. Я уже не говорю о том, что миллион получают врачи по федеральной программе «Земский доктор», с этого года по 500 тысяч выплачиваем фельдшерам ФАПов. На эти цели из средств федерального и областного бюджетов в этом году выделено 89,5 млн рублей. За время реализации программы «Земский доктор» работать в села приехали почти 400 врачей.
– Кстати, ФАПы открываются, а в них есть кому работать?
– Практически все ФАПы, которые открываются, обеспечены медицинским персоналом. В этом году мы набрали 48 фельдшеров, необходимо 50. В двух районах – Саргатском и Щербакульском – пока нет медиков, туда мы еще ищем.
– Одной из главных задач, озвученных президентом, является увеличение продолжительности жизни россиян, что сопряжено с повышением качества жизни людей старшего возраста. В Омске этим по сути занимается только госпиталь ветеранов. Планируется ли расширение гериатрической службы?
– Организация оказания помощи людям старшего возраста входит в другой национальный проект «Демография», который мы будем реализовать совместно с Министерством труда и социального развития. Его главными задачами являются, во-первых, периодические профилактические осмотры старшего поколения. Во-вторых, вакцинация от пневмококковой инфекции в целях профилактики легочных осложнений и пневмоний у людей пожилого возраста с сочетанной патологией. Очень важное направление, которое позволит снизить смертность в этой группе. В-третьих, создание гериатрических центров. У нас существуют два учреждения, которые оказывают помощь пожилым людям, это госпиталь ветеранов войн и больница ветеранов (БУЗОО «Городская больница №7»). Мы предполагаем строительство новых корпусов на 500 мест на базе горбольницы №7 со стороны парка 30-летия ВЛКСМ. Это будет мощный современный комплекс для пожилых людей с бассейном, физиопроцедурами, шикарной парковой зоной для прогулок и так далее. У нас приняли этот проект в Минздраве России, но пока рано говорить о количестве денег, которые будут на него выделены.
– Скажите, как врач, увеличение средней продолжительности жизни до 80 лет – это достижимая цель?
– Качество медицинской помощи позволяет реально продлить человеку жизнь. При нынешней подготовке врачей, тех технологиях и препаратах, которые они используют при лечении онкологии, у нас увеличилась 5-летняя выживаемость и уменьшилась годичная летальность таких пациентов. А если человек перестанет злоупотреблять спиртными напитками, будет больше двигаться и вовремя проходить профосмотры, мы реально сможем «ловить» заболевания на первых стадиях, которые стопроцентно излечиваются. Ну а дальше все зависит от экономики: человек должен достаточно зарабатывать, хорошо питаться, жить в нормальных условиях.
– О цифровой медицине. Что уже сделано и что предстоит?
– Сделано достаточно много. Работает электронная запись на прием к врачу. Нетбуки стоят в каждом ФАПе, и если связь есть, человек может записаться к нужному специалисту прямо из деревни. Работает электронный больничный лист. Мы проводим видеоконференции со всеми районами области и со всеми больницами города, консультируем больных со специализированными учреждениями, а также с федеральными центрами. Диспетчерская городской службы скорой медицинской помощи централизована, у каждого врача скорой помощи есть планшет, по которому он отслеживает информацию по вызовам и пациентам. А вообще, если говорить о цифровой медицине цифрами, то с 2012 года приобретено 3 600 комплектов компьютерной техники, 107 коммутационных узлов, 101 терминал записи к врачу, более тысячи автоматизированных рабочих мест медперсонала подключены к региональным информационным системам. В задачах информатизации – дотянуть связь до каждого ФАПа, а это просто огромные деньги. Этот проект у нас тоже еще в работе.
– Немаловажное направление нацпроекта – развитие экспорта медицинских услуг. Что планируется делать для привлечения медицинских туристов в наш регион?
– В принципе мы уже неплохо работаем с Казахстаном, у нас есть сайт, где есть сведения о медицинской организации, услугах, квалификации врачей. Люди приезжают к нам и получают квалифицированную помощь, которую не могут получить у себя на родине. Кроме того, у нас есть соглашение с Казахстаном по обучению студентов-медиков, по передаче опыта. Конечно, мы не собираемся только на Казахстане зацикливаться, но реально смотрим на вещи. Ближайшие к нам территории – Новосибирск, Тюмень, Томск, Екатеринбург – так же, как и мы, имеют мощные медицинские базы.
– Недавно в одном из омских изданий вышла статья, в которой Вас упрекнули в бездействии. Хотя по факту и санавиация у нас работает, и «Бережливая поликлиника» внедряется, и диспетчерская службы скорой медицинской помощи централизована, и ФАПы открываются, и автомобили закупаются. Может быть, нужно активнее информировать об этом омичей?
– Эта статья вообще ни о чем. Нормальный человек пришел бы и спросил: что вы делаете, почему не озвучиваете? До сегодняшнего дня у нас не было информации, так как мы готовили свои проекты и должны были представить их в федеральный Минздрав к середине августа. Неделю все мои заместители были в Москве, работали там с каждым заместителем министра, согласовывали, правили, но не уехали, пока не подтвердились те цифры, о которых я вам сказал в начале. Теперь об этом можно говорить уверенно. Мы открыты для общения, приходите, спрашивайте, не нужно высасывать проблему из пальца. Нас есть за что ругать, но делается, действительно, очень много. Будем и дальше работать.
Наталья Чебакова.
Фото Татьяны Шакировой.