В ближайшие годы на оказание помощи онкобольным будут выделены огромные деньги. Только на изучение видов опухолей направят около 100 млрд.
Председатель комитета Госдумы по охране здоровья Дмитрий Морозов рассказал о ключевых аспектах национальной программы борьбы с онкологическими заболеваниями, на которую планируется выделить в ближайшие три года 330 млрд федеральных рублей. В 2019 году – 70 млрд рублей, в 2020 году – 120 млрд и в 2021 году – 140 млрд рублей. Финансирование онкологии составит 67,5 % в структуре суммарных расходов нацпроекта «Здравоохранение».
В первую очередь депутат обратил внимание на профилактику онкозаболеваний. К ней относятся: вакцинация от вируса папилломы и предупреждение рака шейки матки; снижение времени нахождения на солнце и профилактика рака кожи; увеличение в рационе овощей и фруктов и предупреждение рака толстой кишки; отказ от курения для предупреждения рака легких, гортани и полости рта. На информационно-коммуникационную кампанию по профилактике опухолей, по словам Морозова, будет выделено 600 млн рублей.
Серьезной проблемой, как отметил парламентарий, остается диагностика и лечение детей с онкопатологией, их сегодня более 20 тысяч. Однако здесь ситуация выглядит намного лучше, чем во взрослой онкологии.
– Именно в детской онкологии успешно себя показали высокие технологии, такие как высокодозная химиотерапия с трансплантацией костного мозга, позволившая спасти большинство детей. Это произошло только благодаря организации лечения в абсолютном соответствии с «жестким поминутным протоколом». Это нам предстоит сделать и во взрослой онкологии, где сегодня должной координации лечения нет. Законопроект о клинических рекомендациях скоро будет представлен ко второму чтению, а единый цифровой контур здравоохранения, созданный по закону о телемедицине, позволит «видеть траекторию лечения каждого пациента», навести порядок, – сказал он.
По мнению Дмитрия Морозова, первое, на что нужно обратить внимание, – это создание и устойчивая работа Национального канцер-регистра, предназначенного для регистрации и ведения учета больных злокачественными новообразованиями в территориальных учреждениях Российской Федерации. Второе – раннее выявление и диспансеризация. Третье – современная организация онкологической службы.
– Предстоит сделать очень много, главная роль в координации борьбы против рака будет отведена онкологическим диспансерам субъектов, многие из которых сегодня в плачевном состоянии, необходимо в короткий срок приводить их в соответствие, – отметил депутат. – Но определяющее значение останется за первичным звеном, проблемы которого мы обсуждали неоднократно. Не только скрининги, но и элементарная клиническая диагностика, онконастороженность лягут на плечи фельдшеров и врачей первого контакта. При этом новой моделью первичной диагностики или снятия подозрений на рак станут межрайонные амбулаторные онкологические центры из расчета 1 на 50 000–100 000 населения.
Уточнение варианта опухоли, определения индивидуальной лечебно-диагностической тактики, персонализированной терапии, по словам депутата, планируется обеспечить созданием 18 референсных центров по лучевым и патоморфологическим методам диагностики. На это запланировано выделение 93,5 млрд рублей.
Проблемой также является дефицит врачей и в первичном звене, и в онкологии. По мнению депутата, для подготовки квалифицированных онкологов в короткий срок необходим, как минимум, пересмотр учебных планов и программ подготовки врачей, в том числе в части онкологии и паллиативной медицины. Во многих вузах следует воссоздать самостоятельные кафедры онкологии, укрепить базы, ввести отдельный экзамен и расширить соответствующие программы аккредитации.
Еще одним аспектом Морозов назвал новые технологии в лечении злокачественных опухолей.
– В первую очередь это химиотерапия, ее качество и доступность для всех. За последние годы Минпрому удалось наладить производство таких препаратов, и в 2018 году Перечень ЖНВЛП насчитывал уже 77 лекарств для терапии онкозаболеваний, увеличилась группа таргетных препаратов, появились иммунные. Второе направление – это развитие инфраструктуры и разработка оборудования. Ядерная медицина, лучевая диагностика и терапия, которые в большинстве регионов находятся в «зачаточном» состоянии. Мы ставим задачи расширения производства радиофармпрепаратов и введения в эксплуатацию ПЭТ-центров. Поддерживаем выделение 28 млрд рублей на высокотехнологичное оборудование таким центрам, и главное, включение с 2021 года протонной терапии в программу государственных гарантий, – сказал парламентарий.
Как отметил Морозов, внедрение современных протоколов лечения потребует увеличения финансирования: сегодняшний средний тариф 30 тыс. рублей будет увеличен до 76 тыс. рублей. Это позволит обеспечить всеми необходимыми препаратами для химиотерапии уже в 2019 году, а в 2020–2021 годах – для лучевой и протонной терапии, а это 5 млрд рублей.
По мнению Морозова, паллиативная помощь является важнейшей составляющей современной онкологии. Ее совершенствование требует отдельного обсуждения, в первую очередь совершенствования законодательной базы.
– Мы поддержали в 2018 году выделение свыше четырех млрд рублей на обеспечение лекарственными препаратами, обезболивающими, медицинскими изделиями, в том числе для использования на дому. В исполнение принятого закона о телемедицине, с 2019 года входят в практику электронные рецепты на обезболивающие препараты, что облегчит их получение и жизнь семей, ухаживающих за тяжелобольными, – напомнил депутат.
По данным статистики в 2017 году в России находились под наблюдением 3,6 млн человек с онкологическими заболеваниями.