Журналистам «Омск-информа» показали, как изменилось медучреждение за два года. Здесь есть даже такое, чего нет в других поликлиниках.
Наверное, каждый проживающий на Левом берегу родитель помнит, каково было попасть к узким специалистам в детской городской поликлинике № 2 имени В. Е. Скворцова. Приходилось приезжать к пяти утра и стоять в огромной очереди, которая еле-еле умещалась в холле на первом этаже. Талонов было ограниченное количество, но стояли все до тех пор, пока из окошка регистратуры не звучало: «Талоны закончились». Те, кому не повезло, пытали счастье на следующий день.
Сегодня здесь такого нет. Об очередях в регистратуру уже забыли и медицинский персонал, и пациенты. Теперь все усилия руководства медучреждения направлены на создание комфортных условий пребывания в его стенах. Два года назад отремонтировали крышу (текущие потолки тоже остались в памяти), сделали косметический ремонт коридоров, покрасили в яркие цвета стены, в прошлом году практически полностью поменяли старую мебель в кабинетах на новую, закупили компьютеры. В этом году заменили видавшие виды окна на современные стеклопакеты. В планах главного врача поликлиники Камиля Мингаирова реконструировать входную группу.
– Уже есть проект реконструкции крыльца, теперь его надо одобрить в Минздраве и получить финансирование, – говорит он. – Предполагается, что это будет большой теплый зал с гардеробом в центре. Здесь же можно будет размещать коляски. Отдельный вход организуем в кабинет доврачебной и неотложной помощи. Таким образом больные дети не будут пересекаться со здоровыми.
Поликлиника начинается с регистратуры
– Камиль Мингалимович, каким образом удалось избавиться от очередей?
– Еще до внедрения проекта «Бережливая поликлиника» мы стали работать в этом направлении. Первое с чего начали – регистратура. Организовали единый контакт-центр. Теперь на звонки отвечает не регистратор, а операторы. Регистратор занимается только картотекой, является как бы администратором. Разработали кодекс профессиональной этики работника поликлиники, и жалобы от населения сразу же перестали поступать.
В отдельной комнате на первом этаже обустроена телефонная диспетчерская служба. Единовременно работают от пяти до семи операторов, в зависимости от времени суток и сезона.
– Позвонить в контакт-центр можно по четырем номерам телефонов, еще два номера работают в справочном режиме. Сигнал поступает на все аппараты одновременно, трубку берет оператор, который свободен. Такого, чтобы кто-то не дозвонился, сейчас просто нет, – говорит заведующая регистратурой Лариса Медведева. – С 7:30 до 13:00 идет прием вызовов врача на дом, в течение дня операторы отвечают на вопросы родителей, откладывают по возможности талоны к специалистам, консультируют по другим вопросам. Операторы контакт-центра общаются и с педиатрами, в частности передают им информацию о вызовах через СМС-сообщение. Ежечасно идет дополнительный обзвон врачей и сверяется информация, чтобы ничего не было упущено.
В зимний период в поликлинику поступает до 800 вызовов в день, не считая других звонков. Нагрузка на регистратуру колоссальная. Раньше медику приходилось и на звонки отвечать, и пациентов обслуживать. С открытием контакт-центра очереди у окошек сразу же исчезли. Никто не нервничает и не ругается.
Кто «на кровь» последний?
Какой была очередь «на кровь» в детской поликлинике, пациенты тоже знают не понаслышке, ее хвост заканчивался в конце длинного коридора. Для уменьшения очередности в лаборатории также ввели талонную систему. Теперь, чтобы сдать кровь из пальца, нужно взять талон у педиатра на участке, а затем явиться в поликлинику в определенный день в определенное время.
Сегодня здесь можно увидеть небольшую очередь только потому, что не все пациенты соблюдают время, а приходят к восьми, как раньше. В результате сначала густо, а в девять часов уже никого, хотя талоны расписаны до 10:30.
– Организационный подход позволил также скоординировать сдачу крови из вены: в процедурном кабинете работают одновременно две медицинских сестры, в то время как регистрацию анализа производит оператор, здесь же. Получается, что нет простоя из-за оформления документации, – рассказывает заместитель главного врача по медицинской части Наталья Хабибуллина.
В перспективе лабораторию ждет информатизация, то есть талонов вообще не будет. Пришел – назвал фамилию – взяли анализ – занесли результат в базу данных. На приеме любой врач может открыть базу и посмотреть информацию о пациенте.
С 1 октября в поликлинике полностью перешли на выдачу талонов к педиатрам. Нововведение уже показало хорошие результаты, особенно ощутили это филиалы, где скученность людей больше, а помещений меньше. Раньше пациенты приходили в поликлинику к началу приема педиатра и сидели там по два-три часа, нервировали друг друга и врача. Сейчас в коридорах шумят только дети (потому что это дети), мамочки спокойно ждут своей очереди. Конечно, по острой необходимости врач примет ребенка и без талона, в остальных случаях необходимо позаботиться заранее.
Кстати, как уже упоминалось, в поликлинике постарались развести потоки больных и здоровых пациентов, для этого открыли кабинеты доврачебного осмотра, где работают врач-педиатр и фельдшер. Больных пациентов направляют в этот кабинет и в дни здорового ребенка, когда принимают детей до года, это позволяет избежать распространения инфекции.
Манна небесная
Городская детская поликлиника №2 состоит из 8 структурных изолированных подразделений. Это основной корпус, пять филиалов, отделение восстановительного лечения, Центр здоровья и травмпункт (обслуживает жителей всего левого берега, включая Старый Кировск и часть Омского района). Всего к медучреждению прикреплено более 45 тысяч детей.
В связи с тем что по поручению президента РФ принято решение развивать детское здравоохранение в стране, детские поликлиники в течение трех ближайших лет будут получать необходимое оборудование. Для медучреждений, особенно таких крупных, как вторая поликлиника, это как манна небесная.
В этом году поликлиника получит 17 единиц техники, среди них цифровой рентгеновский комплекс стоимостью 9 млн рублей, аппарат УЗИ – 3,5 млн рублей, 3 электрокардиографа стоимостью в несколько сот тысяч каждый, дорогостоящее оборудование для офтальмологии, гематологии и другое.
Самое большое приобретение – это, конечно же, цифровой рентген. Нагрузка на травмпункт, который работает с 8 до 20 часов 365 дней в году, огромная, и одного аппарата там явно недостаточно.
Вторым по значимости стал аппарат УЗИ, с его появлением ЭХО-исследование, которое необходимо в том числе и при прохождении спортивной комиссии, станет доступнее.
– До этого времени у нас был всего один аппарат. На нем проводится огромное количество исследований. Для сравнения, только эхокардиографию сердца для спортивной комиссии проходят 3,5 тысячи детей в год. Не говоря уже о том, что врач работает на износ и просто не в состоянии принять большое количество пациентов. Сейчас пришел второй аппарат, подготовлен второй врач, – заверил Камиль Мингаиров.
Все врачи в одном месте
Еще одной фишкой поликлиники является то, что здесь можно за один день пройти врачебную или спортивную комиссию. Такого нет ни в одном детском медучреждении Омска.
– Буквально два года назад для проведения диспансеризации бригада врачей выезжала в школу. В результате поликлиника на целый день оставалась без специалистов. При дефиците врачей такие командировки мне показались нецелесообразными, – говорит главный врач. – Мы перенесли физиокабинет в соседнее здание, в отделение восстановительного лечения, а в освободившемся помещении на втором этаже разместили врачебную комиссию, которая работает три раза в неделю. После медосмотров врачи возвращаются в свои кабинеты и продолжают обычный прием.
График работы врачебной комиссии согласовывается со школами, и в определенный день целый класс приходит на диспансеризацию. Дети сдают кровь, проходят осмотр всех специалистов, включая гинеколога для девочек, делают электрокардиограмму. Здесь же по единому талону проходят медицинский осмотр юные спортсмены.
– Мы раньше в другом районе проживали и ходили в другую поликлинику, там приходилось к каждому врачу талоны брать. От этого теряли много времени в очередях, ребенка с уроков постоянно отпрашивали. Теперь мы и время экономим, и нервы.Это очень удобно, – поделилась мама 9-летнего футболиста Елена Астафьева.
По словам заведующего консультативно-диагностическим отделением, врача-хирурга Владислава Пивня, в день около 100 детей проходят врачебную комиссию, в месяц – около 2 тысяч. Цель медосмотра – скрининг состояния здоровья ребенка. В случае подозрения на патологию ребенок направляется на дообследование. О формальности речи быть не может, бывают случаи, когда именно на врачебной комиссии обнаруживаются серьезные заболевания. К счастью, их процент невелик.
– Спортивный медосмотр можно пройти в течение месяца, на все участки поступает 700 единых талонов. Другое дело, что поток пациентов неравномерный. Летом талоны остаются, а осенью их не хватает на всех желающих, – сетует Наталья Хабибуллина. – Было бы правильно, чтобы все спортивные школы объединились и работали по общему графику. Например, в ноябре проходят комиссию дети, занимающиеся в школе олимпийского резерва № 17, они проживают в разных районах и одновременно разойдутся по всем поликлиникам. В декабре – другая школа. Тогда нигде не будет очередей. Об этом мы уже не раз заявляли, надеемся, школы пойдут нам навстречу.
Врачи-универсалы
Большую роль в оптимизации работы поликлиники сыграло ее кадровое наполнение. Медучреждение на 97 % укомплектовано участковыми педиатрами и на 100 % – медсестрами. На участке помогают и совместители, ординаторы. В данный момент проходят обучение в ординатуре по оториноларингологии два выпускника медуниверситета, заканчивает обучение второй спортивный врач, который возьмет на себя большую часть спортсменов; пока еще требуется врач-ортопед.
– Остальные специальности прикрыты на 100 %. Мы стараемся, чтобы специалисты были универсальными. Врач, который делает эхокардиограмму, является еще и специалистом функциональной диагностики. Хирург по совместительству уролог-андролог, врач спортивной медицины, заведует отделением восстановительного лечения, – поясняет Камиль Мингалимович.
Большим преимуществом является присутствие на базе поликлиники кафедры пропедевтики детских болезней и поликлинической педиатрии Омского государственного медицинского университета. Для врачей проводятся различные обучающие семинары, внедряются новые методы организации профилактических мероприятий. Все это направлено на раннее выявление патологий у детей и своевременное их лечение.
К сожалению, среди детей тоже есть неизлечимые больные, которые нуждаются в постоянном уходе и поддерживающей терапии. Одним из важнейших направлений работы поликлиники является паллиативная помощь. Выездная специализированная бригада посещает семьи с такими детьми. С родителями и пациентами работают врач, фельдшер, психолог, медсестра по массажу. При необходимости ребенка осматривает врач-специалист.
– Мы показываем родителям, как правильно ухаживать за ребенком, помогаем оформить комиссию на инвалидность, получить льготные лекарства. В случае необходимости организовать госпитализацию ребенка в стационар, который находится на базе детской городской больницы № 4. Адресная помощь паллиативным пациентам оказывается ежедневно, – говорит начмед.
За последние два года поликлиника изменилась до неузнаваемости не только внешне, но и в плане подхода к пациентам. Это движение в правильном направлении, потому что медицина должна быть доступна детям.
Наталья Чебакова.
Фото Татьяны Шакировой.