Детский врач-психотерапевт о проблемах, с которыми сталкивается ребенок с самого рождения, и о том, как родителям научиться его слышать.
Мы беседуем с детским врачом-психотерапевтом Омской клинической психиатрической больницы им. Н. Н. Солодникова, кандидатом медицинских наук, доцентом кафедры социальной работы ОмГУ им. Ф. М. Достоевского Наталией Александровой.
– Наталия Викторовна, какие проблемы психического здоровья чаще всего беспокоят детей?
– Самих детей ничего не беспокоит, беспокоит их родителей, и касается это нарушений познавательных функций, эмоциональной и поведенческой сфер, коммуникации с окружающими. Родителей маленьких детей тревожит, что они плохо привыкают к детскому саду, кого-то обижают, кто-то сам агрессивен, кто-то плохо усваивает программу. У многих детишек, даже у тех, которые впоследствии развиваются нормально, есть проблемы с речевым развитием. Далее возникают проблемы с адаптацией к школе, появляются школьные страхи, проблемы в учебном коллективе. Причем если несколько лет назад конфликты с травлей, записями издевательств на видео происходили преимущественно в средних и старших классах, то недавно такой инцидент был у младших школьников.
– Как понять, что это заболевание, а не плохое воспитание, например?
– Понять это не всегда просто. Человек – создание биопсихосоциодуховное. Многие проявления психических расстройств совсем не похожи на болезни в общепринятом смысле этого слова. Ведь у ребенка ничего не болит, он не страдает. А проблемы поведения, эмоциональной или интеллектуальной сфер ошибочно принимают за избалованность, невоспитанность, запущенность, дурную наследственность и обращаются к специалисту очень поздно. И даже если какой-то компетентный человек посоветует родителям обратиться к психиатру, отметают это предложение со словами: «Он же у нас такой умненький, складывает пазлы, все понимает, хорошо учится, он не может быть психически больным!». Большинство людей не осознают, что если у ребенка в порядке интеллектуальная сфера, то он может иметь проблемы психического здоровья.
– Каковы причины возникновения психических заболеваний?
– Они возникают чаще всего в результате повреждения мозга на том или ином этапе развития ребенка. Это может быть этап, когда его еще в проекте не было. Будущая мама курила, болела, принимала какие-то препараты. Все это могло повлиять на состояние ее яйцеклетки, которая несет генетический материал. Образ жизни отца также влияет на здоровье его репродуктивных органов, и изменения тоже могут быть в его генетическом материале. В социально неблагополучных семьях, где родители имеют проблемы со злоупотреблением психоактивными веществами, у детей практически предопределены проблемы с психическим здоровьем.
Ни в коем случае я не хочу сказать, что детские психические расстройства бывают только у неблагополучных родителей. Нет! Никто не застрахован от этой неприятности. Есть не зависящие от воли человека неблагоприятные для детской души вредности. Например, грязная экология. С воздухом, которым дышит будущая мама, в ее кровь могут попадать вредные вещества, которые плод получает через плаценту в мозг. Причиной также могут быть инфекционные заболевания матери в период беременности, и не обязательно краснуха и токсоплазмоз, которые точно приводят к изменениям нервной системы. Даже безобидное на первый взгляд острое вирусное заболевание – простуда в просторечии, которым мама переболела в чувствительные для формирования мозга плода периоды, может в последующем проявиться психическим расстройством ребенка. Немаловажен возраст родителей, особенно мам, ведь чем она моложе, тем моложе ее яйцеклетка, тем больше шансов родить здорового ребенка.
В раннем возрасте повреждающее влияние на мозг ребенка оказывают черепно-мозговые травмы, нейроинфекции – энцефалит, менингит. Встречаются психически больные дети среди рожденных недоношенными, с экстремально низкой массой тела, потому что их мозг еще недостаточно сформирован, а также среди тех, кто появился на свет с использованием вспомогательных репродуктивных технологий.
– Почему родители боятся обращаться к психиатру?
– В России психиатрия стигматизирована, лет 70 она использовалась как карательный инструмент, поэтому несколько поколений впитали, что психиатрическая больница – это нечто жуткое и страшное. У нас нет культуры обращения к специалистам по сопровождению психического здоровья, поэтому очень редко психические заболевания выявляются вовремя. Обычно люди пройдут через невролога, психолога, к бабкам сходят, и, когда дело все-таки доходит до психиатра, время оказывается упущенным. Такой ресурс, как пластичность детского мозга, бывает значительно утрачен.
– Психические заболевания лечатся?
– Мне бы не хотелось вселять иллюзию, что любая проблема детской психики может быть быстро и полностью устранена психиатрическим вмешательством. Пограничные психические расстройства компенсируются медикаментозным лечением – ноотропным и метаболическим. Но не одним курсом, лечение нужно проводить регулярно – весной и осенью. Если заболевания тяжелые, может потребоваться стационарный режим, лечение может быть длительным, с периодическими улучшениями или ухудшениями, которые связаны со стрессами, перегрузкой, с периодами полового созревания ребенка, особенностями протекания заболевания и так далее. На биологический компонент заболевания действуют препараты, на психологический – психотерапия. Большую роль играет социальная поддержка в лице специалиста по социальной работе больницы.
– Вы более 20 лет в профессии, что изменилось за эти годы?
– Появились частные клиники, где работают очень хорошие психиатры и где родители могут получить квалифицированную помощь без постановки ребенка на учет. К нам в психиатрическую больницу в 80 % случаев обращаются родители с детьми-инвалидами, в остальных случаях – выписанные из стационаров пациенты с достаточно серьезными психическими расстройствами, которые уже прошли лечение и требуют дальнейшего сопровождения. С жалобами на пограничные состояния, невротические расстройства в психиатрическую больницу сейчас обращаются не так часто.
– Сегодня дети зависимы от гаджетов и не хотят учиться уже с первого класса. Как повлиять на ребенка и не стать при этом его врагом?
– Без гаджетов никуда, виртуальное пространство – это родная среда обитания современных детей, лишить их этого невозможно. Если ребенок учится, посещает кружки – это всего лишь одна из форм его жизнедеятельности. Но если же он не охвачен вниманием близких, у него не решены проблемы учебы или общения со сверстниками, то чрезмерное увлечение интернетом может привести к неблагоприятным последствиям. Кроме общения и совместного времяпрепровождения с ребенком никаких волшебных рекомендаций нет.
– Почему дети бывают жестокими?
– Жестокость дети могут проявлять к сверстникам, которые отличаются от других, имеют проблемы развития. Это социально-психологическое явление, которое прослеживается и в животном мире – если детеныш отличается от других, то его изгоняют. В таких случаях необходимо вмешательство педагогов, которые помогают воспитать толерантность у детей. У знающих и любящих детей педагогов это получается, и дети наперегонки спешат помочь «особому» ребенку. Жестокость может проявляться в ответ на жестокость взрослого, например, отца. Только отцу ребенок не может ответить тем же, поэтому выплескивает ее на кого-то младше и слабее.
– Влияет ли половое созревание на психику ребенка?
– Да, причем серьезно. Происходит перестройка организма, отмечается гормональная нестабильность, пробуждается сексуальность – это очень тяжелое время – еще не взрослый, но уже не ребенок. Подростку в это время нужны поддержка родителей и нередко помощь специалистов.
– В школе должен быть психолог?
– Конечно, но их не хватает, потому что работа очень объемная. Школьный психолог должен заниматься и профилактикой суицидов – очень непростое направление, и работой с детьми с ограниченными возможностями здоровья, и разбирать конфликты.
– О детском суициде. Это решение ведь не приходит спонтанно, на протяжении долгого времени ребенок был в стрессе, не услышан, не понят родителями, учителями, сверстниками?
– Все очень по-разному. Бывает аффективное и спонтанное решение – его обидели, и он это сделал. Есть варианты шантажные, подростки не могут сказать словами: «Мама, меня беспокоит то-то, мне нужна твоя помощь», поэтому привлекают к себе внимание суицидом. Только в 10 % случаев ребенок испытывает истинное желание покончить с собой, все остальные – крик о помощи и неумение попросить о ней.
Ребенку нужно внимание, с ним нужно разговаривать и контролировать с самого раннего детства, но не перебарщивая. Если между родителями и ребенком не сложилось доверие с малых лет, то потом он вряд ли будет искренним. Иногда подросток лучше общается с кем-то незнакомым, он освобождается от напряжения и дурных мыслей. В этом плане очень хорошей формой является телефон доверия: нет барьеров, можно в любое время прервать контакт. Телефон доверия в нашей больнице всегда загружен.
– Тяжело работать психотерапевтом? Не передаются вам страхи и проблемы пациентов, не транслируете их на своих близких?
– Передаются, потому что столько точек соприкосновения – как мать резонируешь, как бабушка, как педагог, который с этим сталкивался. Иногда люди и агрессию проявляют. Приходится над собой работать. Помогают специальные тренинги, книги, фильмы, медитация, релаксация, работа над телом, например физические нагрузки. Душа психотерапевта – это инструмент, который нужно держать в рабочем состоянии, при этом заботясь о его сохранности.
– Какими качествами должен обладать детский психотерапевт?
– Профессионализмом, любовью к детям, сочувствием к родителям и желанием им всем помочь, при этом быть эмоционально стабильным и терпимым.
– Вы смотрите телевизор? Что, как врач, считаете приемлемым для детей, а что нет?
– Телевизор смотрю, но не часто. «Спокойной ночи, малыши!», старые добрые мультфильмы вполне себе хороши. Там человек похож на человека, заяц выглядит как заяц, а волк – как волк; понятно, что такое добро и зло, нет жесткой мимики и агрессии.
Периодически у нас решают демонизировать какие-то персонажи: то куклу Барби, то Гарри Поттера, но, если у ребенка гармоничное семейное окружение, никакого вреда от них не будет. А впечатлительный ребенок может и от сказки про Бабу-ягу просыпаться с криками ночью.
– Дайте советы родителям, как научиться слышать ребенка?
– Находите время для активного общения с ребенком, чтобы куда-то вместе сходить, погулять, почитать или просто посмеяться. При изменениях в ребенке постарайтесь с ним поговорить, спросить, что произошло. Если изменения нарастают, а ребенок ничего не рассказывает, обратитесь к специалисту. Если изменения психологически понятны самому родителю – к психологу. Если же изменения непонятны и они влияют на сон, поведение, общение, эмоции ребенка – тогда к детскому психиатру. В детской психиатрической службе Омска работают очень знающие и компетентные доктора, это наш бриллиантовый фонд. Сведения о факте обращения за психиатрической помощью, диагнозе ребенка и постановке его на учет составляют врачебную тайну. Никто из окружающих его людей – одноклассники, учителя и даже врачи поликлиники – об этом не узнают.
Всероссийский телефон доверия для детей – 8 (800) 200-01-22.
Телефон доверия Омской клинической психиатрической больницы
им. Н. Н. Солодникова – 8 (3812) 56-56-65.
Беседовала Наталья Чебакова.
ДЛЯ СПРАВКИ:
Психиатр – врач, который занимается диагностикой и лечением нарушений высших психических функций: познавательной, эмоционально-волевой и коммуникативной сфер. В его арсенале современные методы диагностики и медикаментозного лечения.
Психотерапевт – врач, который использует в лечении психических заболеваний психологические методы.
Психолог – это специалист с гуманитарным образованием, который оказывает помощь психологическими методами психически здоровым людям.