Новый министр здравоохранения региона отменил КТ при госпитализации, открыл ковидные койки в ЦРБ и пообещал омичам хороший запас лекарств.
Прошла всего неделя, как Омск покинула москвичка Ирина Солдатова, и ее НЕ тепленькое, прямо скажем, место занял бывший главный врач БСМП-1 Александр Мураховский. Не выдам большого секрета, если протранслирую мнение большинства медицинских работников региона: «Хорошо, что свой». Свой и проблемы местной медицины знает лучше, и никогда не станет махать шашкой, травмируя и без того больную отрасль.
Махать не станет, но и бездействовать в непростое время ему никто не позволит. Большое количество смертей, связанных с коронавирусной инфекцией, нехватка мест в стационарах и отсутствие медицинских препаратов в аптеках, огромные очереди на компьютерную томографию легких, кадровый дефицит в медучреждениях из-за болезни медперсонала – вот к чему пришел регион, спустя 7 месяцев с начала пандемии COVID-19. Куда-дальше-то?!
О лекарствах. Сколько бы ни говорили людям, что не надо скупать антибиотики, люди будут это делать. И не важно, что произошло – сбой в системе маркировки лекарств или еще какие катаклизмы. Просто любой дефицит приводит к панике. Как в начале пандемии, когда с прилавков магазинов исчезли туалетная бумага и гречка.
Дошло до того, что омичи обращаются к родственникам в Москву и другие города и просят выслать антибиотики и противовирусные. На всякий случай, пусть лежат. Или покупают у тех, кто в сентябре оказался прозорливее.
В начале ноября премьер-министр Михаил Мишустин подписал постановление, согласно которому лекарства от коронавируса должны выдавать бесплатно всем амбулаторным пациентам. Омской области на эти цели выделили более 72, млн рублей из резервного фонда федерального правительства. Но… дело в том, что сегодня диагноз COVID-19 ставят далеко не всем. Самая распространенная патология ОРВИ, на втором месте – бронхит. И даже при жалобах на отсутствие обоняния и вкуса терапевт не предлагает сделать тест на коронавирус. Метод ПЦР доступен либо за собственные средства в частных клинках, либо при подтвержденном на КТ диагнозе «пневмония». Остальным только на родственников в Москве надеяться или на то, что лекарства в аптеки придут.
Омский министр здравоохранения пообещал – придут.
- С 18 по 20 ноября ждем поставок в сеть «Омское лекарство» по всей номенклатуре с запасом от четырех до 40 дней в зависимости от вида медикаментов. «Главное, что по противовирусным препаратам от ОРВИ запас будет хороший – порядка 20-25 дней, - рассказал он накануне на рабочей встрече с губернатором. - Если поставщики не подведут, мы готовы будем начать бесплатное лечение амбулаторных больных с 27 ноября.
О коечном фонде. Из-за него, а точнее из-за его нехватки, и «полетела головушка» бывшего министра здравоохранения. Никто даже не думал, что маленькая забастовка у Минздрава приведет к серьезным переменам и отставкам. Зато после в регионе сразу же был создан Единый региональный центр госпитализации пациентов, который позволил медикам доставлять тяжелых больных в те стационары, где есть места. Дополнительно развернуты ковидные койки в других лечебных учреждениях – сейчас их 3610. Продумана маршрутизация пациентов – те, кто более не нуждаются в интенсивной помощи и кислородной поддержке, переводятся из ковидных стационаров в городскую больницу № 7, госпиталь для ветеранов войн и родильный дом № 5, и продолжают лечение там, при этом освобождают места для новых тяжелых больных.
Более того, открыты ковидные отделения в районных больницах Тары, Калачинска, Исилькуля, Тюкалинска, Большеречья. На данном этапе проводится кислород в Азовской, Любинской, Черлакской, Полтавской ЦРБ. Это позволит начать лечение пациентов быстрее, разгрузит городские стационары и снимет нагрузку на медиков, которых итак серьезно «подкосило».
О КТ. Еще одну загвоздку представляла компьютерная томография, без которой невозможно определить степень поражения легких при пневмонии. Стационары без КТ больных не принимали, и скорые вынуждены были везти их сначала на обследование, а потом на госпитализацию. И здесь схему поменяли.
- Предусмотрено, что пациенты с симптомами пневмонии, в том числе с COVID-19 в тяжелом состоянии доставляются непосредственно в лечебное учреждение без прохождения компьютерной томографии. Если скорая помощь приезжает и оценивает состояние пациента как тяжелое, он сразу же попадает в стационар. И уже на госпитальном этапе в стационаре проводится весь набор лабораторных и инструментальных исследований, в том числе рентгенография органов грудной клетки, - рассказал Александр Мураховский.
По его словам, данная мера позволит уменьшить летальность, потому что раньше через КТ удлинялось время поступления пациента в стационар из дома. Почему это раньше ни до кого не дошло?!
Видимо, появилось больше времени и у «скорых», так как теперь не нужно стоять по нескольку часов на КТ с одним пациентом в машине.
- Среднее время прибытия скорой по пневмонии 99 минут. Не 20 минут, конечно, как в мирное время, но и не сутки-двое, и не пять часов. Вообще у нас 95 бригад скорой помощи, но на ходу только 76 экипажей. Тоже болеют, - посетовал Мураховский.
Болеют и участковые терапевты, между тем количество вызовов выросло в 3 раза, и одному врачу приходится обслуживать участок в 3,5 тысячи населения. В помощь им правительство и администрация города выделили 115 машин. Помогают и студенты-медики.
Поднапряглись и серьезно взялись за дело. Главное не расслабляться. А еще пожелание новому министру в борьбе с коронавирусом не забывать о страдающих другими заболеваниями. К сожалению, сегодня есть проблемы с плановой госпитализацией пациентов, которой некоторые могут не дождаться.
Наталья Чебакова.