РИА ОмскИнформ Здоровье
https://health.omskinform.ru/news/3041

Игорь ПУШКАРЬ: «Люди не знают, что им положено бесплатно»

По мнению омского правозащитника, пациент вправе требовать от медучреждения бесплатной процедуры, причем в установленные законом сроки.

Чтобы понять, какие права дает человеку полис обязательного медицинского страхования, мы обратились к специалисту в области страхового права, руководителю Омской областной общественной организации «Общество по защите прав потребителей в сфере страхования» Игорю Пушкарю.

– Игорь Владимирович, часто пациенты вынуждены платить за медицинские услуги, которые входят в программу государственных гарантий и являются бесплатными. Почему так происходит?

– Потому что люди не знают, что им положено бесплатно, а за что нужно платить. А лечебные учреждения этим пользуются. Смотрите, что происходит: человеку предлагают талон на УЗИ бесплатно по полису ОМС через 2-3 месяца после обращения в лечебное учреждение или сию минуту, но за деньги. Он не соглашается ждать и платит. А по факту он должен получить эту услугу не позднее 14 дней со дня обращения бесплатно.

Помню, еще в советское время в медучреждениях создавали искусственную очередь на массаж: в журнал записывали своих родственников и друзей и показывали пациенту, что на ближайшее время мест нет, заставляя тем самым платить за услугу. Сейчас, думаю, ничего не изменилось. Поликлинике выгодно, когда человек приобретает услугу.

То же самое касается лекарств. Человек попадает в больницу, и ему выдают список препаратов, которые нужно приобрести. Однако половина из этих препаратов положена ему бесплатно, и он вправе потребовать их у больницы. С другой стороны, спорить с врачом не станешь, потому что от поведения пациента зависит отношение к нему врача. В таком случае больной может оплатить эти лекарства, а потом, когда выздоровеет, предъявить лечебному учреждению чеки и требование о компенсации затрат.

– Что нужно делать, если в поликлинике не дают талон или навязывают платную медицинскую услугу?

– Для начала нужно открыть Программу государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, которая содержит перечень бесплатных услуг, бесплатных препаратов и стандарты оказания медицинской помощи. Надо найти эту услугу и посмотреть, в какие сроки вам должны ее предоставить. Затем нужно отправиться к начмеду или главврачу медучреждения и очень корректно и вежливо потребовать получения услуги в сроки, установленные законом.

– Но они говорят: нет талонов...

– Это их проблема. Уверяю вас, если вы будете отстаивать свои права, они найдут талон. Если нет – напишите претензию главврачу, а копии направьте в страховую компанию, выдавшую вам полис ОМС, в Росздравнадзор и в Фонд обязательного медицинского страхования. А можно и сразу обратиться в Фонд обязательного медицинского страхования, в котором есть отдел по защите прав застрахованных. Или, еще лучше – напрямую в свою страховую медицинскую организацию.

Ваш работодатель делает отчисления в страховую компанию, которая платит деньги Фонду ОМС. То есть формально вы оплатили услугу – значит, страховая медицинская организация должна защищать ваши интересы. В полисе ОМС указан ее номер. Вы набираете его и рассказываете, в каком учреждении вам было отказано в получении бесплатной услуги. Далее страховая компания обращается в эту медицинскую организацию и требует исполнения закона. И никакие ссылки на отсутствие талонов, тяжелое материальное положение поликлиники или кризис в стране не принимаются, потому что каждому человеку государство гарантирует оказание бесплатной медицинской помощи в рамках утвержденной программы госгарантий.

Но вообще-то каждый человек должен знать свои права. Не нужно думать, что лечебные учреждения будут встречать вас с распростертыми объятиями и оказывать вам услуги высокого качества бесплатно. Все понимают, что у лечебного учреждения есть свои интересы, в том числе финансовые и в том числе за ваш счет.

– Но это же не значит, что бесплатная услуга должна быть более низкого качества?

– Безусловно, все услуги должны быть надлежащего качества. Если вам оказали бесплатную услугу некачественно, вы также обращаетесь в страховую компанию, которая проводит экспертизу качества лечения. Страховая компания требует от лечебного учреждения вернуть деньги за оплаченные услуги себе, не вам, но заключение ее экспертизы может являться доказательством в гражданском процессе. Поэтому вы можете обратиться в суд с требованием о возмещении материального ущерба за причинение вреда здоровью на основании данной экспертизы. В случае положительного решения лечебное учреждение уплачивает компенсацию вам.

– Где можно ознакомиться с программой?

– Программу госгарантий вы можете найти в интернете на информационных порталах «Гарант» или «Консультант плюс». Совершенно спокойно ознакомиться с ней можно и на стендах в каждом лечебном учреждении. Согласно ст. 6.30 Кодекса об административных правонарушениях, невыполнение медицинской организацией обязанности по информированию граждан о возможности получения бесплатной медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий может стоить главврачу штрафа до 7 тысяч рублей, а на медицинское учреждение может быть наложен штраф до 20 тысяч рублей. Поэтому ЛПУ всегда размещают у себя эту информацию. Документ написан вполне понятным языком, главное – не лениться и прочитать его.

– Были ли в вашей практике судебные споры, касающиеся непредоставления медицинских услуг?

– У нас их не бывает – все решается в досудебном порядке. Я знаю много случаев, когда обращение к главврачу удовлетворяло претензии пациентов.

– Игорь Владимирович, такой вопрос: поясните, пожалуйста, почему при получении платной услуги в поликлинике выдается полис добровольного медицинского страхования, а не квитанция?

– Полис добровольного медицинского страхования позволяет получать медицинские услуги за деньги. Есть реальное страхование, когда работодатель заинтересован в том, чтобы его работники были здоровы. Он заключает с медицинской организацией договор и предоставляет на каждого работника лимит – к примеру, 100 тысяч рублей на медицинские услуги. Однако очень часто в лечебных учреждениях вам представляют псевдополис ДМС, который позволяет лечебному учреждению минимизировать свои налоги, потому что оно оказывает платные услуги по договору.

На самом деле очень важно, какой документ вам выдали при оплате медицинской услуги. Получая квитанцию об оплате за потребленную услугу, вы становитесь под защиту закона о защите прав потребителей, то есть в случае судебного спора имеете право на освобождение от уплаты госпошлины, подачи иска по месту своего жительства, на компенсацию морального вреда и другие преимущества. Если вы получаете полис ДМС, то оформляете страховые отношения, а значит, не можете получить некоторые преимущества.

Очень яркий пример: согласно предыдущей редакции закона об ОСАГО потерпевший, получивший травмы в ДТП, имел право на компенсацию понесенных медицинских расходов. В лечебном учреждении ему делали операцию и выдавали не квитанцию об оплате услуги, а страховой полис ДМС. Он приходил в страховую компанию с этим полисом, а ему на законном основании отказывали в выплате, потому что он не платную медицинскую услугу получил, а заключил договор страхования. Поэтому я рекомендую выбирать квитанцию, даже если услуга по полису ДМС стоит немного дешевле.

– А если квитанцию даже не предлагают?

– Все равно попросите ее выписать. А в случае отказа идите к главному врачу.

– Спасибо.

Наталья Чебакова