РИА ОмскИнформ Здоровье
https://health.omskinform.ru/news/3227

Омские врачи дали советы, как адаптировать ребенка к школе

На адаптацию у школьников уходит почти месяц. Как сделать ее безболезненной, советуют педиатр, гастроэнтеролог, офтальмолог и психотерапевт.

Праздничные сентябрьские дни миновали, пора серьезно приступать к учебе. Однако войти в ритм школьной жизни сразу после летних каникул тяжело даже старшеклассникам, не говоря уже о малышах. А первоклашкам вообще нужно научиться жить по-новому. На адаптацию требуется время, для старшеклассников около двух-трех недель, для учеников младших классов – до месяца. В этот период все системы детского организма работают в чрезвычайном режиме, а значит, возможны его сбои.

Самые распространенные школьные болезни: близорукость, нарушение осанки, болезни пищеварительной системы, психоэмоциональные нарушения.

Мы попросили медиков дать советы, как адаптировать детей к школе без последствий для здоровья и психики.

Педиатр: не перегружайте ребенка кружками

Рекомендации педиатра для всех детей одинаковы, и они в общем-то общеизвестны. Это рациональный режим дня и рациональное питание. У школьников младших классов в режим дня должен входить еще и дневной сон.

– Работа, отдых и сон должны равномерно чередоваться. Правильный режим сна чрезвычайно важен не только для физического здоровья, но и для хорошей успеваемости, и психологического комфорта ребенка. В начальной школе ребенок должен спать 10-12 часов, включая дневной сон, – говорит врач-педиатр Областной детской клинической больницы Александра Мингаирова. – У ребенка обязательно должно оставаться время на отдых, поэтому не следует перегружать ребенка секциями и кружками, особенно это касается 1 класса – всему свое время. Не забывайте о свежем воздухе, младшим школьникам ежедневно положено проводить на улице 3,5 часа.

Доктор рекомендует родителям наблюдать за осанкой ребенка. Ребенок не должен сутулиться, когда стоит и ходит. Его рабочее место должно быть удобным, а кровать – жесткой.

Осенью наблюдается подъем инфекционных заболеваний, а в школе дети плотно контактируют между собой, поэтому заболеваемость увеличивается. Самый эффективный метод профилактики инфекций, по мнению врача, это мытье рук с мылом, а в период распространения ОРВИ – еще и мытье лица. Для профилактики гриппа лучше всего подходит вакцинация.

Гастроэнтеролог: ребенку нельзя голодать больше 4 часов

По словам врача-гастроэнтеролога, 80% здоровья ребенка зависит от его питания. Первое, на что следует обращать внимание – это кратность приема пищи.

– Нельзя, чтобы ребенок голодал больше 4 часов, – утверждает врач-гастроэнтеролог, научный консультант гастроэнтерологического отделения Городской детской клинической больницы №3 Галина Ковалева. – Сейчас практически во всех школах организовано двухразовое горячее питание в зависимости от смены ребенка – второй завтрак для детей, которые учатся в первую смену, примерно в 11 часов, и для детей, которые учатся во вторую смену – в 16:30. В остальном все зависит от родителей, которые должны накормить ребенка горячим завтраком, обедом и ужином. При невозможности организовать горячий завтрак можно его заменить молочными продуктами – йогуртом, молоком, кефиром. Продукты на ужин должны быть легкими и хорошо усваиваемыми, принимать их нужно за 2 часа до сна.

По словам врача, у ребенка с детства необходимо формировать гигиенические навыки питания, также важно, чтобы ребенок знал пользу здоровой пищи.

– Все это нужно делать, чтобы сохранить иммунитет ребенка. Первый рост заболеваемости идет как раз на 6-7 лет, когда дети впервые приходят в школу, второй пик – в подростковом возрасте, – говорит Галина Ковалева. – Есть нужно в меру, при обильном питании желудок растягивается, а это ведет к ожирению. Сегодня более 30% детей в нашем городе страдают ожирением.

Если ребенок посещает спортивные секции, то калорийность питания должна быть повышена на 10%, рекомендует врач.

Офтальмолог: не заставляйте ребенка делать домашнее задание сразу после уроков

Из-за нагрузок в школе, которых с каждым годом становится все больше и больше, зрение ребенка испытывает колоссальный стресс. Однако его можно минимизировать.

– Перед поступлением в школу ребенок должен быть обследован у офтальмолога и родители должны знать, какие заболевания у него есть на данный момент, – объясняет заведующий детским микрохирургическим отделением Клинической офтальмологической больницы им. В.П. Выходцева, главный внештатный детский офтальмолог Омской области Иван Калгушкин. – Близорукость является самым ярким примером следствия школьной нагрузки, поэтому важным фактором является составление анамнеза ребенка. Если в семье у одного родителя близорукость, это увеличивает шансы ребенка стать близоруким на 30%, если у обоих – на 80%.

Важным для сохранения зрения ребенка, по словам доктора, является организация места его обучения как дома, так и в классе.

– Родители должны посетить школу, чтобы оценить, в каких условиях занимается их ребенок. Немаловажными показателями для здорового обучения являются хорошее освещение классной комнаты, чистые окна и расположение парт, – говорит врач.

После школы большинство детей стараются быстрее выполнить домашнее задание и заниматься своими делами. Этого делать специалист категорически не советует.

– В первую очередь ребенок должен отдохнуть, потому что зрение во время уроков испытывает большую нагрузку. Ему необходимо переключиться на другой вид деятельности – погулять, поиграть и только вечером выполнять домашнее задание. Но главное – это не заменять отдых сидением у компьютера и телевизора, потому что такая нагрузка является однотипной письму и чтению, – считает врач.

Иван Калгушкин призывает родителей ежегодно показывать ребенка окулисту, а если есть предрасположенность к различным офтальмологическим заболеваниям, то два раза в год. Обязательно следовать советам специалиста.

Психотерапевт: при ребенке о школе либо хорошо, либо никак

Школа для ребенка – это не только новые открытия и достижения, новые друзья и впечатления, но и, к сожалению, стрессы, волнения и тревоги. Для первоклассника – школа это совершенно новая среда, а неизвестность всегда пугает.

– Прежде всего, чтобы уменьшить стресс ребенка, родителям нужно самим обуздать свой стресс, успокоиться, потому что, как показывает практика, школьные страхи и тревоги рождены чаще всего тревожными мамами. Причем мама может даже не высказывать своих опасений, но ребенок их как-то энергетически впитывает, – говорит врач-психотерапевт Клинической психиатрической больницы им. Н. Н. Солодникова Наталья Александрова.

Очень важно поддерживать у ребенка авторитет школы, учителя.

– Для ребенка слово взрослого человека является авторитетным – слово папы, мамы, педагога. Сейчас, к сожалению, появилась неблагоприятная тенденция критики школы и педагогов, это совершенно недопустимо. О школе при ребенке нужно говорить либо хорошо, либо никак. Иначе у ребенка возможно появление когнитивного диссонанса – он не понимает, кто прав и кого нужно слушать? При возникновении проблем в школе важно не дать им усугубляться, а ребенку дать почувствовать, что он находится под защитой, – считает психотерапевт.

По словам врача, деятельность мозга слишком энергозатратна и может сделать явными нарушения психических функций, о которых ранее родители не подозревали. Поэтому врач советует родителям внимательно к ребенку присматриваться, и если ситуации перестают быть психологически понятными, следует обратиться к специалисту – психиатру или психотерапевту. При этом не нужно бояться, что ребенка поставят на учет. Консультации проводятся анонимно.

– Важен и настрой ребенка. Нельзя говорить ему, что школа – это очень тяжело, и если он не будет учиться, то останется неучем. Более всего подойдут такие слова, как «Это новый этап в твоей жизни, и ты с ним справишься», «Школа – это интересно, да, не всегда просто, но мы тебе поможем». Но при этом ребенок должен проявлять самостоятельность, – говорит Наталья Александрова.

Надеемся, с помощью этих простых советов родители помогут детям легко справиться со школьными трудностями не только в сентябре, но и в течение всего учебного года. И, конечно, избежать распространенных школьных болезней. 

Наталья Чебакова