РИА ОмскИнформ Здоровье
https://health.omskinform.ru/news/3727

Медики омских школ знают о детях больше, чем их родители

Корреспондент РИА «Омск-информ» выяснял, работают ли медики в омских школах и чем они занимаются. Оказалось, работают и даже спасают жизни.

По статистике, на сегодняшний день медицинские кабинеты открыты лишь в 56% российских образовательных учреждений. А значит, в 44% школ страны здоровьем детей в течение учебного времени занимаются либо педагоги, либо никто.

Весной этого года стало известно о подготовке в Госдуме РФ законопроекта «О возрождении школьной медицины». По мнению председателя Комитета Госдумы по охране здоровья Дмитрия Морозова, парламентарии не сомневаются, что этот закон будет принят, а школьная медицина, приближенная к современным реалиям, будет восстановлена.

Пару недель назад отзвенел очередной первый звонок, возвестив о начале учебного года. Тысячи омских школьников сели за парты, а значит, в течение 9 месяцев большую часть дня дети будут проводить в стенах школы.

Как организована охрана здоровья омских школьников? С этим вопросом мы обратились к заместителю министра здравоохранения Омской области Ольге Богдановой и заведующему отделением организации медицинской помощи детям в образовательных организациях БУЗОО ДПГ №5, врачу-педиатру высшей категории Ирине Черняк.

Школьных медиков начнут готовить в вузах

– Сейчас в городе Омске во всех школах есть медицинские кабинеты. По сельским районам ситуация несколько другая, поскольку есть малокомплектные школы, где организация медицинского кабинета просто невозможна, но есть ФАПы, расположенные в шаговой доступности, где фельдшер оказывает необходимую помощь, – рассказывает заместитель министра здравоохранения Омской области Ольга Богданова.

По ее словам, абсолютно все школы закреплены для обслуживания за территориальными амбулаторно-поликлиническими учреждениями или отделениями центральных районных больниц. В этих учреждениях организованы дошкольно-школьные отделения со штатом врачей, медицинских сестер и фельдшеров, которые занимаются организацией оказания медицинской помощи в образовательных учреждениях.

– Функциональные обязанности школьных медиков, прописанные в Законе об образовании, заключаются в оказании первичной медико-санитарной помощи, организации диспансеризации, медицинских осмотров, вакцинации. Однако помимо перечисленных мероприятий школьные медики участвуют в организации питания, занимаются профилактической и просветительской работой, сопровождают физкультурные и спортивные мероприятия, – поясняет замминистра. 

В соответствии со штатными нормативами, установленными нормативно-правовыми актами Министерства здравоохранения Российской Федерации, количество штатных единиц в образовательном учреждении определяется количеством обучающихся. К тому же законом об образовании предусмотрено, что в школе может работать медицинский работник, являющийся сотрудником образовательной организации, а не поликлиники. Поэтому в большинстве школ врач не находится в школе в течение всего учебного процесса. В школах с большим количеством обучающихся постоянно в медкабинете находится медицинская сестра.

По мнению Ольги Богдановой, изменения в законодательстве, направленные на возрождение школьной медицины, несомненно, будут способствовать укреплению здоровья детей, поскольку направлены на усиление контроля за соблюдением гигиенических норм учебного процесса, ведение активной просветительской работы с родителями, учителями.

– В школе на постоянной основе будут работать врач по гигиене детей и подростков и фельдшер – специалист по школьной медицине. Деятельность врача по гигиене детей и подростков будет направлена на создание оптимальной внутришкольной среды, построение учебного процесса на основных принципах гигиены, формирование культуры здоровья среди обучающихся, родителей и учителей. На фельдшера с высшим образованием будет возложена обязанность по планированию и организации профилактических осмотров, вакцинации, взаимодействию с Центром профилактики, центрами здоровья, Центром медицины катастроф, спортивными секциями, контроль за проведением диспансерного наблюдения, выполнению рекомендаций по результатам медицинских осмотров и диспансеризации, динамичный контроль за состоянием здоровья детей во время учебного процесса. Кроме того, будет налажен обмен информацией между школьными медиками и участковыми педиатрами, что, конечно же, будет только способствовать укреплению здоровья детей, – говорит представитель Минздрава.

Кстати, готовить школьных фельдшеров планируется в медицинских вузах. Минздрав Омской области уже сделал заявку на подготовку школьных специалистов.

Родителям нужно контактировать со школьным медиком

По мнению заведующей отделением организации медпомощи детям в образовательных организациях БУЗОО ДПГ №5, врача-педиатра высшей категории Ирины Черняк, в деятельности школьных медиков со времен СССР мало что изменилось. Диспансеризация, вакцинация, работа в столовой. Правда, многое добавилось: сейчас специалисту необходимо быть на «ты» с компьютером, документировать согласие родителей школьников на проведение обследований, вакцинации, на обработку персональных данных школьника. А если учитывать, что некоторые родители стали бойкотировать туберкулиновые пробы, плановые прививки, то работы порядком прибавилось – не с детьми, а с их родителями.

– Больной вопрос для школьных медиков – отказ от проведения реакций на раннюю диагностику туберкулеза. Зачастую получаем просто бессмысленную аргументацию, – говорит Ирина Черняк. – Некоторые родители говорят: «Мы принесем рентгенографию». Но этого недостаточно. Туберкулез ушел в другие формы: он поражает почки, глаза, кости. Выявить на ранней стадии опасное заболевание позволяет реакция Манту, диаскин-тест. Если родители сопротивляются проведению этих исследований, они все равно в течение месяца обязаны принести справку от фтизиатра, который в любом случае проведет тест на наличие заболевания. Получается, что родители сами усложняют жизнь и себе, и ребенку, – считает врач.

Педиатр уверена, что родителям необходимо постоянно контактировать со школьным медиком. Работа по ранней диагностике заболеваний, которая проводится на этапе школьной жизни ребенка, позволяет предотвратить тяжелые последствия.

– В рамках диспансеризации школьники сдают кровь, – рассказывает врач. – Если лаборатория выявляет отклонения от нормы, об этом оперативно оповещается школьный медик. К примеру, если у ученика выявлен повышенный сахар, срочно отправляем его на повторный анализ, если необходимо, к эндокринологу. Связываемся с родителями, которые, как правило, реагируют моментально.

Доктор считает, что в работе с разными возрастными группами учеников есть свои особенности. Первоклашки, которые еще не адаптированы к школьной среде, режиму, питанию, часто жалуются на боль в животе. Причина может быть банальная: ребенок просто не сходил вовремя в туалет. Медик разговаривает с родителями, советует, как лучше поступать в таких случаях. Если есть необходимость, отправляет к участковому педиатру.

Старшеклассников готовят к взрослой жизни. И если мальчишки постоянно в поле зрения медиков – с пятнадцати лет они проходят первичную медкомиссию для военкомата, то с девочками бывают неоднозначные ситуации. В старших классах их осматривает гинеколог. Были случаи, когда на ранней стадии диагностировалась беременность.

– Иногда только школьный медик знает о том, что девушка уже живет половой жизнью. Она просит не говорить об этом родителям, и мы по закону не имеем права раскрывать ее тайну, если при обследовании не выявлено каких-либо серьезных заболеваний, – говорит Ирина Черняк. – Если у девушки обнаружены патологии, мы убеждаем ее поговорить с родителями, а если необходимо, сами участвуем в таких беседах.

По мнению доктора, родителям не следует скрывать от школьного медика наличие у ребенка хронических заболеваний. В практике врача был случай, когда родители девушки с эпилепсией самоисключили этот диагноз и перестали давать необходимые препараты. Приступ болезни случился в коридоре колледжа, благо, что рядом оказался врач.

– Дверь в школьном медкабинете не закрывается. Кто-то действительно нуждается в медицинской помощи, кто-то хочет «откосить» от контрольной по математике или «законно» прогулять физкультуру. Для последних у школьных медиков существуют контрприемы, работающие безотказно. А если ребенок все-таки заболел, медработник окажет ему первую помощь, позвонит родителям, оповестит педагога, а если необходимо, вызовет школьнику скорую помощь и будет сопровождать его до принятия врачебного решения, – утверждает доктор.

Примеров из практики опытного врача много: это случай, когда подросток, страдающий диабетом, довел себя до коматозного состояния кока-колой с чипсами, стараясь не отличаться от других. Или эпизод, когда ребенок, страдающий бронхиальной астмой, пришел в школу без необходимого ингалятора. Остается только благодарить судьбу и школьных медиков за то, что они оказались рядом и в том, и в другом случае.

Сомнений нет, закон «О возрождении школьной медицины» будет принят. Хотя бы потому, что возврат медицинских кабинетов в школы предусмотрен национальной стратегией действий в интересах детей, утвержденной президентом пять лет назад. В федеральном Минздраве уже приняли решение об отработке обновленной модели школьной медицины в пяти регионах страны. По замыслам ведомства, в школы может вернуться и стоматологическая помощь, которая так важна для детей, при этом так затратна для родителей. Хочется верить, что закон будет зрелым, жизнеспособным и финансово продуманным. Потому что именно здоровье и образование подрастающего поколения должны быть для страны в приоритете.

Евгения Ларионова.

Фото Татьяны Шакировой.